С началом войны в Украине тысячи беженцев направились к западной границе. С польской стороны их встречают волонтеры, среди которых много беларусов. Кася, которой самой недавно пришлось бежать от политического преследования в Беларуси, рассказала, как оказывает помощь беженцам на польско-украинской границе.
Кася была вынуждена уехать из Беларуси в 2020 году, первым местом, куда удалось уехать от преследований стала именно Украина, но после, девушка уехала в Польшу. Сейчас, Кася оказывает помощь украинцам, которые бегут от войны. В первые дни девушка ходила на протесты возле российского посольства, а также оказывала помощь по сбору гуманитарной помощи, которую организовала беларусская диаспора в Варшаве. Но желающих помогать, в столице оказалось так много, что Кася решила поехать на границу.
— Я решила, что моя помощь будет гораздо нужнее на границе. Поэтому я нашла женщину, которая едет в ту сторону, собрала своих друзей и мы все вместе поехали. Даже в пути мы не знали, в какой пункт лучше ехать, но в итоге приехали в Пшемысль на вокзал, — рассказывает Кася.
По приезде в Пшемысль (ближайший польский город к границе с Украиной), молодые люди стали искать себе волонтерскую деятельность, Касе удалось найти себе занятие, а вот её друзьям нет. По этой причине они приняли решение возвращаться в Варшаву, так девушка осталась на границе одна. Она находилась там неделю, сейчас Кася снова поехала на границу, так как русскоязычных людей среди волонтеров немного и помощь очень нужна.
— Мой плюс в том, что я, в принципе, нормально говорю по-польски, по-русски и могу говорить на английском языке. Поэтому работала сначала как переводчик. Я там на вес золота, меня постоянно звали, чтобы я помогла перевести, ведь полякам сложнее понимать русский и украинский языки, – говорит волонтерка.
За первые дни, работая на выдаче гуманитарной помощи, Касе удалось обучить поляков основным словам, чтобы они понимали, что именно нужно прибывшим беженцам. После волонтерка пошла работать непосредственно в зал вокзала, где было основное скопление бежавших от войны украинцев. Работа девушки заключалась в оказании информационной и транспортной помощи.
— Среди запоминающихся случаев была семья – молодая женщина с двумя маленькими детьми и пожилыми родителями. Им негде было жить, но мне удалось найти среди людей, готовых оказать помощь, семью немцев. Они хотели взять беженцев на обеспечение. Проблема в том, что немцы знали только немецкий, а семья беженцев только русский, еще нам помогали польские полицейские, которые говорили на польском и мне нужно было переводить со всех языков сразу. Но мне удалось им помочь и теперь им есть где жить, — рассказывает Кася.
По словам Каси, быт волонтеров на вокзале в Пшемысле достаточно обустроен: есть отдельная комната для сна, можно воспользоваться душем, а еда для беженцев также предназначена и для волонтеров. Девушка практически не отдыхала, самоотверженно помогая нуждающимся:
— Среди волонтеров определенных условий нет — каждый выбирает сам, как ему работать. Я работала очень много и практически не спала. За 7 дней, которые я там находилась, удалось поспать в общей сумме часов 15, по паре часов на каждые сутки, – рассказывает волонтерка. — Для волонтеров была отдельная комната, но зачастую мест в зале для мам с детьми не хватало и дополнительно их размещали там, волонтерам было неудобно занимать свободную комнату, когда беженцам она гораздо нужнее. Поэтому приходилось спать под плач детей, но когда сильно уставший, тогда становится всё равно, что происходит вокруг, – говорит Кася.
Несмотря на общую усталость, девушка продолжала работать: «У меня болела голова, шея, колени и стопы. Но бросить всё и уехать я не могла. Приходилось через боль идти работать дальше, когда оказываешь помощь — фокусируешься совсем на другом и уже не чувствуешь боли. После приезда мне пришлось пойти на массаж, чтобы нормально функционировать».
За время своей волонтерской деятельности Кася встретила много людей, уезжающих в Украину. Среди них много мужчин, которые не могут наблюдать за происходящим со стороны и возвращаются в страну, чтобы воевать. Женщины тоже возвращаются на родину, ведь многие из них в Польше находились на заработках, а семьи и дети остались в Украине. По словам волонтерки, есть случаи, когда люди практически сразу возвращаются. Так, Кася встретила беженку, которая по приезде в Пшемысль, приняла решение вернуться в Украину. Девушка рассказала Касе, что лишилась дома и приехала в Польшу, но чем заниматься, она не знает, поэтому поедет обратно и будет приносить пользу стране.
Волонтерке удалось встретить совершенно разных людей, но все они находились в одинаковом положении.
— На вокзале в Пшемысле все люди равны. Есть люди, которые имели хороший заработок в Украине, но сейчас это не имеет никакого значения. Все получают одинаковую гуманитарную помощь и все они одинаково измученные и уставшие. Это то место, где всем все равно как много у тебя денег и заслуг. Теперь ты просто человек, которому нужна помощь, – говорит девушка.
Из-за распространения информации о дискриминации беларусов Кася поначалу опасалась говорить о своей национальности, чтобы не возникли проблемы. По её словам, уже находясь там, волонтерка поняла, что украинцы хорошо относятся к беларусам, так как многие знают о политической ситуации у нас в стране. Иногда Кася, обращаясь к украинцам на русском, в ответ слышала: «Так ты наша – русская!», что вызывало у девушки диссонанс, учитывая контекст ситуации. Поэтому разговоры о массовой дискриминации Кася считает преувеличением.
— Я беларуска, но в 2020 году я сделала все возможное и не считаю нужным оправдываться. А те, кто пишет в интернете гадости, пусть лучше займутся делом и хоть чем-то помогут украинцам. Тогда времени на гневные посты не останется, — добавила девушка.