Год назад «власти» провели попытку разгрома «Весны»: в тот день были брутально задержаны правозащитники Алесь Беляцкий, Валентин Стефанович и Владимир Лабкович. Правозащитники «Весны» более 25 лет стоят на защите прав человека в Беларуси. Юрист Павел Сапелко рассказал нам несколько историй, которыми занимался правозащитный центр.

14 июля — ровно год, как беларусские «власти» попытались разгромить правозащитный центр «Весна». В тот день силовики задержали председателя Алеся Беляцкого, его заместителя Валентина Стефановича и юриста Владимира Лабковича. Следствие продолжается весь год. Подробности дела неизвестны — с адвокатов и свидетелей взяты подписки о неразглашении. Основная претензия режима к правозащитникам в том, что организация якобы уклонилась от уплаты налогов, так как не была зарегистрирована, соответственно, не платила налог.

«Весна», будучи незарегистрированной, не встала на налоговый учет и не выполняла функции налогового агента и не удерживала налог тогда, когда выплачивала средства другим лицам, в частности помощь осужденным, оплата адвокатов и тд.», – поясняет обвинение в адрес организации юрист «Весны» Павел Сапелко.  

Правозащитники «Весны» более 25 лет стоят на защите прав человека в Беларуси, и благодаря их усилиям удавалось добиться изменения законодательства, смягчения обвинений для задержанных и изменения подходов государства к проблемам. Мы собрали несколько историй, к которым привлекли внимание правозащитники «Весны».

«Скажи нет смертной казни»

Смертная казнь была и остается острой эмоциональной темой в беларусском законодательстве, особенно сейчас, когда в законы вносятся поправки о высшей мере наказания. «Весна» всегда выступала за отмену смертной казни, правозащитный центр не только проводил общественные кампании, но и добивался изменения наказания для осужденных.

Станислав и Илья Костевы. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

В прошлом году были помилованы Илья и Станислав Костевы, их приговорили к высшей мере (расстрелу) за убийство своей бывшей учительницы. Их осудили в 2020 году, на суде братья сознались в убийстве, раскаялись в содеянном и попросили прощения у родных убитой. Судья приговорил их к высшей мере наказания, спустя год их помиловали — заменили смертную казнь на пожизненный срок.

«В деле братьев Костевых, которых приговорили к расстрелу, заслуга «Весны» очевидна. После того, как была развернута широкая кампания, они получили других защитников и внимание прессы. Получилось показать другой ракурс их дела, и закончилось все тем, что они были помилованы. Две спасенные жизни — наверное, успех», – комментирует Павел Сапелко.

Штраф вместо 6 лет лишения свободы

Благодаря работе правозащитников «Весны» тюремный срок удалось заменить на штраф. В феврале 2020 года в Минске был задержан молодофронтовец Филип Шавров, против него было заведено уголовное дело. Молодой человек разрисовал руки памятника Пушкину, нарисовал бело-красно-белый флаг на памятнике МВД и сделал граффити «1937» на стене здания. Почти четыре месяца Филип провел в СИЗО, его обвинили по статье «хулиганство» (ч.2 ст.339) и «осквернение сооружений» (ст.341), ему грозило до 6 лет лишения свободы.

«В первую очередь это была заслуга адвоката. Мы имели отношение к освещению этой проблемы, постановке правозащитного освещения к проблеме», – комментирует Павел Сапелко.

Отмена ответственности за членство в незарегистрированных организациях

В 2021 году «власти» ввели уголовную ответственность за членство в незарегистрированной организации. Подобная статья существовала в законодательстве, однако в 2018 году беларусским правозащитникам удалось добиться ее исключения из уголовного кодекса. За время существования ст. 193.1 к уголовной ответственности по ней были привлечены 17 человек.

По ней преследовались и сами правозащитники: в 2011 году руководителю «Весны» Алесю Беляцкому было вынесено предупреждение о нарушении закона в связи с деятельностью правозащитного центра. Несмотря на угрозы, «Весна» продолжала работу. Правозащитное сообщество Беларуси добивалось декриминализации статьи несколько лет, обращались не только к государству, но и в международные институты.

Правозащитник Алесь Беляцкий. Фото: spring96.org

«“Весна” была в числе незарегистрированных организаций, но в то же время она играла первую роль в кампании против введения этой нормы. Мы добивались ее отмены несколько лет: выступали с обращениями в ООН и писали открытые обращения к властям. Закончилось это победой, норма была отменена. Правда, ненадолго, как оказалось. Все вернулось после событий августа 2020 года», – рассказывает Павел Сапелко.

ЛТП: вместо лечения – рабский труд

Лечебно-трудовые профилактории в Беларуси — места, куда отправляют больных алкоголизмом на «лечение». Однако больных алкоголизмом не лечат, а содержат в трюмных условиях, а больных используют для принудительного низкооплачиваемого труда. «Весна» привлекла внимание к столь важной проблеме.

«“Весна” рассказала про то, что ЛТП — это, по сути, та же колония. Там используется принудительный труд, люди лишены свободы, и это люди, которые не совершили преступления, они больны и нуждаются в лечении. Это, может, не решило проблему, ЛТП функционирует до сих пор, но это привлекло общественное внимание к проблеме, привлекло интерес со стороны людей к ней», – говорит Павел.

Как отмечает правозащитник, до кампании по привлечению внимания к данной проблеме люди думали, что осужденные там отдыхают и лечатся, чтобы набраться сил перед новым употреблением, «Весна» показала реальную ситуацию.

«С другой стороны власти поняли, что это не совсем правильно. И на каком-то этапе началась реформа этой системы», – рассказывает собеседник.

«Наша задача в том, чтобы менялась система»

По словам Павла Сапелко, «Весна» по-прежнему четко функционирует, работают больше 70 человек и десятки волонтеров, правозащитники по-прежнему постоянно на связи с жертвами, принимают сотни обращений и собирают доказательства преступлений против человечности режима в рамках Платформы подотчетности для Беларуси.

Фото: spring96.org

Однако за последние два года деятельность правозащитников усложнилась. Репрессии достигли небывалых масштабов, а нарушение прав человека в Беларуси стало обыденной реальностью. На данный момент первоочередные задачи правозащитников изменились, но основная задача осталась та же.

«Наша задача в том, чтобы менялась система и чтобы менялись подходы к тем или иным явлениям. К сожалению, многие из тем мы отложили в сторону, потому что сейчас есть другие более важные задачи. Есть проблема в том, что нас стало меньше в Беларуси. Мы вернемся к этим проблемам. Например, принудительный труд: субботники, принудительная сдача средств, выезды учеников на уборку урожая. Мы будем отправлять эти выводы в международные органы — это, как правило, инструменты ООН. Если беларусское правительство хочет войти в число цивилизованных стран, им придется соблюдать права человека и менять подходы и законы», – заключает Павел Сапелко.

Обложка: команда ПЦ «Весна». Фото: spring96.org

Ранее

Зерновой вопрос: рассказываем итоги новых переговоров о глобальной катастрофе

Далее

Загрузка не полная, сбыта нет, рабочие в отпусках. Ситуация на БМЗ

Читайте далее