Несмотря на то, что с беларусской экологией «и так все было хуже некуда», режим продолжает неумолимо и стремительно доказывать, что хуже «есть куда». На этот раз в Бресте решили построить асфальтобетонный завод. Что с ним не так (спойлер — все) и можно ли что-то сделать (спойлер — можно)?

Отношение к экологии — показатель развитого (и не очень) общества. БелАЭС, ликвидация старейшей беларусской НГО «Экодом» и как результат — выход Беларуси из Международной экоконвенции, а теперь еще и строительство очередного токсичного предприятия — симптомы все той же болезни под названием «иногда не до законов» (и не до людей).

«Все это нарушение норм законодательства. При этом по карте видно, что на участке, планируемом под строительство, есть деревья и кустарники, а значит могут жить и животные. Нельзя строить завод без учета вышеперечисленных факторов и оценки влияния строительства на дикую природу», – экологи.

Вот только кого волнует мнение экологов и местных жителей (а тем более, законодательство)? Несмотря на отсутствие общественных обсуждений, по ул. Гоздецкого в Бресте собираются построить асфальтобетонный завод. Местных жителей просто поставили перед фактом.

Ведь негосударственное это дело — следить за экологией. Кроме гражданского сообщества, теперь просто некому контролировать хотя бы формальное выполнение обязательств Конвенции. 

И мы действительно можем повлиять на дело (если выключим выученную беспомощность). Например, есть такая служба «Зелёный телефон». Профессиональные экологи, юристы и другие активисты «Телефона» уже самостоятельно «предъявили» Брестскому городскому исполкому (прочитать все 21 замечание — здесь).

Вот:

  • «Для начала в отчете об оценке воздействия строительства на окружающую среду (ОВОС) отсутствуют сведения о мониторинге атмосферного воздуха, поверхностных вод, информация о состоянии земельных ресурсов и об объектах растительного и животного мира».
  • Кроме того, по словам активистов, в том же отчете сказано, что базовый размер санитарно-защитной зоны — 500 метров. Это обосновано специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями. При этом в другой части отчета радиус базовой санитарно-защитной зоны завода указан как 300 метров — почти в половину меньше нормы.
  • Более того, на расстоянии 370 метров от предполагаемого завода расположен земельный участок под лесопарк, хотя в границах санитарно-защитной зоны нельзя размещать места массового отдыха. «Теоретически, можно сократить расчетную СЗЗ, это стандартная процедура. Для этого проводится оценка риска здоровья населения, а документация по расчетной СЗЗ проходит государственную санитарно-гигиеническую экспертизу. Парк окажется вне зоны и нарушения не будет. Но сейчас в отчете об ОВОС информация о сокращении размеров базовой СЗЗ отсутствует».
  • Между тем место для завода выбрали не абы какое: он будет расположен в водоохранной зоне реки Мухавец и в зоне питьевого водоснабжения. Это значит, что производство может повлиять на грунтовые воды. А что же чиновники? Последние говорят, что воздействие на грунтовые воды предполагается «допустимым».

Вот только:

«…Это предположение никак не обосновывается и не подтверждается исследованиями! Мы настаиваем, что на площадке необходимо заложить наблюдательные скважины для мониторинга качества воды»

«Зелёный телефон»

Дело в том, что поверхностные сточные воды после очистки на строительстве будут отводить в пожарный водоем. И да, его точный размер не указан. Экологи «выражают глубокую обеспокоенность» — потому что неясно, поместятся ли туда сточные воды в период интенсивных дождей или те «уплывут» за границы строительства. 

«По закону внесение изменений в ОВОС для указания точных данных по этому пункту приведет к повторным общественным обсуждениям», – комментирует «Зелёный телефон».

По поводу общественных обсуждений. 

Напомним, это — «комплекс мероприятий, обеспечивающих информирование о проектах экологически значимых решений и градостроительных проектах, а также возможность выражения участниками обсуждений своего отношения к решениям, заложенным в проектах, в целях учета общественных интересов». 

В общем, главное, что нужно понять из сложного определения: общественные обсуждения — это возможность людей влиять на принятие решений.

Да, так можно было. Подробнее о том, в каких случаях проводятся общественные обсуждения и как сделать свое участие в них эффективным, читайте тут, а если остались вопросы — смело просите «Зелёный телефон» о консультации. 

Но вернемся к отчету

Экологи говорят, что на основании их расчетов предельно допустимая концентрация по суммарным твердым частицам превышена. 

«Норматив выброса твердых частиц в отчете об ОВОС принят как 100 мг/м3. Однако законодательство говорит, что безопасный порог — 50 мг/м3 (ЭкоНиП 17.01.06-01-2017). Ртуть и сажа почему-то не отмечены как вещества, имеющее твердое агрегатное состояние при выбросах».

Важно: эксперты говорят, что в расчете экологически безопасных концентраций для рассеивания химических веществ не учтена их группа суммации. При проверке расчета рассеивания экологи выяснили, что расчетная концентрация химических веществ превышает норму.

Тем не менее это разработчиков не смутило.

В общем, все, как обычно, хуже некуда (но не безнадежно):

«Анализируя данные расчета рассеивания, можно сделать вывод, что без внесения изменения в проектную документацию в части снижения уровня выброса загрязняющих веществ, данный объект не может быть построен на рассматриваемой территории,  – подытоживают эксперты.  – Мы уже молчим о том, что отчет неоднократно ссылается на устаревшее законодательство. Например, на странице 9 указано постановление Министерства здравоохранения № 91 от 11.10.2017 года. Но оно было отменено еще в 2021 году».

Больше замечаний и предложений экспертов к строительству асфальтобетонного завода можно прочитать здесь.

Вам пригодятся контакты: Катерина, [email protected]

Тelegram: https://t.me/ecohometeam (+370 603 16270).

Следить за всей экодвижухой можно на сайте «Экодома».

Фото: GM_collage / Instagram

Ранее

Цепкало о создании нового органа: задача «Национального Совета» — вовлекать людей в политические процессы

Далее

Что будет с лекарствами? Объясняет эксперт

Читайте далее