Пропагандисты вслед за Лукашенко стали говорить о пользе девальвации, «Наша Нiва» предполагает, что подобный нарратив может означать подготовку общественного мнения к предстоящему обвалу рубля. Насколько велик риск девальвации? Поясняют эксперты.
На днях диктатор вспомнил, как поручил председателю Нацбанка Петру Прокоповичу «подпечатывать деньги» и вкладывать туда, где их не хватает. «Никому об этом ничего не говоря, мы, конечно, деньги подпечатывали. И отдавали на аграрные проекты», – заявил Лукашенко.
Конечно, нелегитимный лукавит, ведь тогда нарратив кардинально отличался. В 2011 году перед девальвацией глава Нацбанка Петр Прокопович жаловался на беларусов, скупающих валюту на фоне слухов об обвале рубля, и призвал не верить в провокации. Тогда он сказал легендарную фразу: «Пока я являюсь председателем правления Нацбанка, никакой разовой одномоментной девальвации никогда не будет». Заверения главы Нацбанка с тех пор стали восприниматься как сигнал перед грядущими экономическими проблемами. По всей видимости, в этот раз «власти» решили пойти другим путем и подготовить население к девальвации заранее.
После заявления Лукашенко об экономической пользе девальвации этот нарратив подхватили пропагандисты. Один из них заявил: «Без той девальвации ради аграрного сектора не было бы сегодня у нас сильной промышленности, химического комплекса и даже модной IT-сферы». При этом он добавил, что, если мы потеряем сельское хозяйство — сожмется вся экономика. Подобное мнение выражают и псевдоэксперты, которые наравне с пропагандистами стали убеждать в эффективности подобных мер.
И все-таки — ждать ли девальвацию?
Банки наращивают величину привлеченных кредитов в национальной валюте — такое поведение повышает риск девальвации, объясняет научный сотрудник BEROC (Киев) Олег Мазоль в комментарии «Зеркалу».
Банки нарастили величину привлеченных кредитов в национальной валюте в 4 раза, в то же время резко сократили привлеченные кредиты в национальной валюте — в 7 раз. Эксперт отмечает, что подобным образом ведут себя госпредприятия, а частный сектор, не владеющий информацией о планах правительства, продолжает наращивать кредиты в иностранной валюте.
Не менее тревожным звоночком стал рост закредитованности предприятий, в связи с чем растет кредитование промышленного сектора для пополнения оборотных средств, которые заморожены на складах предприятий. Как следствие, отмечает Олег Мазоль, со стороны промышленного госсектора формируется спрос на девальвацию. Эти компании для распродажи складов и улучшения собственного финансового результата могут усилить давление на Нацбанк для ускорения девальвации национальной валюты.
Долги предприятий препятствуют росту экономики и увеличивают риск девальвации, отмечает академический директор BEROC Катерина Борнукова в комментарии Myfin.by. По словам эксперта, кредитование предприятий перекрывает любые попытки роста экономики, при этом все эти кредиты предприятия сейчас просто «проедают», они не тратятся на инвестиции или даже не очень успешную модернизацию. Все деньги идут на пополнение оборотных средств — как для выплаты зарплат, так и для закрытия срочных оплат по счетам.
Катерина Борнукова пояснила: чтобы понять, как скоро может произойти девальвация, стоит внимательно смотреть за динамикой экономического роста, а также обратить внимание на новости о кредитовании и выпуск облигаций под низкие проценты, поскольку все эти показатели увеличивают давление на беларусский рубль и повышают риски девальвации. Пока июньские показатели ВВП продемонстрировали замедление падения экономики, однако эксперт подчеркивает, что помесячная динамика не очень показательна.
«Если падение экономики замедлится, непонятно, как долго мы будем выходить из рецессии. Например, показатель роста складских запасов, который указывает, что падение экономики переносится в будущее. Сейчас продукция производится на склад с расчетом на то, что найдутся новые схемы экспортных поставок, разрешатся логистические проблемы и это позволит довольно быстро склады разгрузить. И если эти надежды не оправдаются, то предприятиям придется останавливать производство», – поясняет Катерина Борнукова.