К «внезапным» проверкам боеготовности беларусы уже привыкли. А как насчет «распечатки» бомбоубежищ в школах и ВУЗах? Рассказываем про «заботу» режима о безопасности граждан.

Motolko.help сообщает: в Беларуси идет распечатка, подготовка и чистка бомбоубежищ в школах и ВУЗах. Причем кое-где говорят честно: «На случай войны».

Мотолько пишет, что такая информация поступает из школ Минска и университетов Гомеля: директора школ приказывают «открыть, осмотреть, расчистить и проверить планы эвакуации детей из классов», а в Гомеле к подготовке бомбоубежищ традиционно привлекают и самих студентов. Это там студенты услышали «внезапное» «на случай войны». 

«Убежища высокого класса защиты формировались под административными учреждениями, исполкомами и под учреждениями образования. Прежде всего это школы, старые постройки», – рассказал «Маланке» независимый военный обозреватель Александр Алесин.

Вообще проверки убежищ начались еще в конце сентября. Тогда, по сообщениям Мотолько, случаи фиксировались в основном на предприятиях в Минске и области. Тогда же проводились и учения по эвакуации. 

«Несколько раз были учения среди работников. За все время работы это первый раз, когда работники прям спускались в бомбоубежище. Раньше всегда это было только на бумаге», – сообщение одного из источников с минского предприятия в телеграм-канале Мотолько.

И оно не единственное:

«В Минске на пл. Победы в домах восстанавливают бомбоубежище. Работники ЖЭСа сказали, что их всего 42 по Минску». 

Есть и непрямые доказательства подготовки к пресловутому нападению. Так, в начале недели глава МЧС Вадим Синявский сказал, что в Беларуси более 5 тысяч закрытых сооружений может быть использовано для укрытия населения от ракетных ударов. А еще он намекнул на некий план на случай чрезвычайной ситуации. Вот только с конкретными адресами пока ничего не понятно.

Как на самом деле обстоят дела с бомбоубежищами в Беларуси, если вдруг?

Поговорили с экспертом Александром Алесиным.

По словам Алесина, их строительство в Беларуси приостановилось в 70-х гг. Сейчас все крупные предприятия имеют бомбоубежище.

«Они строились с учетом того, что будут работать в военное время в случае мобилизации. И под этими предприятиями были бомбоубежища высокой степени защищенности».

Чем больше предприятие, тем больше убежище (вспомним «Азовсталь»). Самое крупное в Минске — убежище Минского Автомобильного завода (вмещает 4000 человек). По словам Алесина, там есть и места для сидения, и для отдыха, независимые источники питания, запасы воды и необходимых медикаментов.

А кроме предприятий, школ и исполкомов?

«Старые дома, которые строились в период примерно с 45-го по 70-й год, тоже оборудовались бомбоубежищами, рассчитанными на укрытие всех жильцов такого дома. По степени защиты они, конечно, слабее, но там тоже есть фильтро-вентиляционные установки, они герметично закрываются, там есть места для сидения и отдыха, вода, но не во всех могут быть независимые устройства электропитания», – объяснил эксперт.

Из-за последнего вентиляцию придется активировать вручную (вращать рукоятку). 

После 75-го

Новые дома строились уже без бомбоубежищ. Обычно есть только цокольный этаж, который, кстати по предписанию МЧС тоже может быть использован для укрытия — но только для укрытия от местных осколков (стекло, мостовая и т.д.).

Но для тех, кто не живет в старом доме, есть коллективные бомбоубежища.

«Они рассчитаны на жителей микрорайона. Их можно найти в районах низкоэтажной застройки и индивидуальной городской застройки. Люди могли найти их по указателям».

О том, в каком состоянии все эти убежища сейчас, остается только догадываться.

«До 2010-го никаких мероприятий по проверке не было. Их чаще использовали как складские помещения или сдавали в аренду предпринимателям».

Позже, правда, «власти» постановили привести эти бомбоубежища в порядок (проверить вентиляцию, гермозатворы), а МЧС обязало арендаторов обратить «пристальное внимание» на их состояние.

«Но, опять, же, учитывая, что никто не верил в военную угрозу, работа шла ни шатко ни валко».

Сейчас на роль крупного коллективного бомбоубежища лучше подходит метро.

«Но сейчас все равно производится ревизия бомбоубежищ, проверка недостатков, с тем, чтобы привести их в пригодное состояние. Думаю, начнется лихорадочная работа — хотя, конечно, потребуется много времени и средств».

Кто же сообщит о безопасности, если громкоговорители на столбах — это уже давно что-то из старых фильмов, а радио есть в квартире даже не у каждого пенсионера?

«Сейчас главная роль отводится телевидению, беспроводному радио, СМС-сообщениям и Интернету. Кроме того, в территориальных управлениях МЧС имеется звуковая сигнализация — те самые сирены. Они же имеются на всех предприятиях, периодически их опробывают. Это настолько примитивное устройство, что, я думаю, они все в наличии. Кроме того, по сигналу МЧС общественный транспорт и большие транспортные предприятия в случае тревоги подадут одновременный мощный звуковой сигнал, который, в свою очередь, передается по всем названным выше каналам».

Фото: cостояние бомбоубежищ в Беларуси / onliner.by

Ранее

Минобороны о мобилизации: призыв совпал с развертыванием войск Союзного государства

Далее

«Возможности демсил продолжают уменьшаться»: есть ли шансы на победу?

Читайте далее