За 2022 год в Беларуси продано менее 15 тысяч легковых автомобилей. Это худший показатель за 10 лет. Причина не только в росте цен, но и в дефиците авто. Что повлияло на кризис в автосфере? И есть ли перспективы у автопрома в будущем? Рассказывает экономист Алиса Рыжиченко.

Авторынок Беларуси просел более чем в 2,5 раза. Если в 2021 году было продано более 41 тысячи легковушек, то в прошлом — менее 15 тысяч авто. Причиной обвала называют рост цен и дефицит авто. Из-за санкций количество автомобильных марок в Беларуси существенно сократилось, поскольку немало моделей поставлялось с российских сборочных заводов. Теперь лидером продаж в Беларуси стал Geely, далее расположилась российская Lada и корейская Kia.

Санкции очень сильно ударили по автопрому, отмечает экономист Алиса Рыжиченко. Продажи легковых автомобилей снизились практически на 90%. Эксперт обращает внимание: из проданных 14,8 тысяч автомобилей — более половины (8 тысяч) были проданы в январе и феврале, еще 6 тысяч — в течение остальных месяцев.

«Если один автодилер в 2021 году мог в месяц продавать от 200-400 новых авто, то сейчас речь идет о таких цифрах в месяц по всей стране. Санкции не просто ударили по автопрому, можно сказать, что автопром у нас стоит на коленях и даже почти лежит. И, к сожалению, его восстановление не прогнозируется в ближайшие 2-3 года», – говорит экономист.

При этом и без того кризисная ситуация может стать еще хуже, если Беларусь вступит в войну. В таком случае санкции усилятся и Беларусь не сможет продавать даже китайские марки.

Цена на комплектующие выросла в 2-3, а то и в 5 раз

Из-за санкций официальные дилеры и фирмы-поставщики не могут заказывать оригинальное оборудование, отмечает Алиса Рыжиченко. Если они и получают его, то в очень ограниченном количестве и по завышенной цене. «При этом существует параллельный импорт, то есть запчасти продаются посредниками, соответственно, цена на них увеличивается в 2-3 раза, а где-то и в 5 раз», – добавляет экономист.

Спасет ли китайская промышленность беларусский автопром?

Китайский производитель «Белджи», производящий марку Geеly, занял 80% рынка, то есть 80% проданных машин были этой марки. Однако Китай сейчас очень ориентирован на российский рынок, так как он намного больше, чем беларусский, подчеркивает Рыжиченко. По словам экономиста, возможности китайского производителя сильно ограничены из-за отсутствия комплектующих, поэтому рассчитывать на полноценные поставки и сборку большого количества автомобилей не стоит.

«У Geеly есть единственное преимущество — это предоставление льготных кредитов, хотя льготными их сложно назвать, но, по крайней мере, эти условия кредитования намного выгоднее, чем для других компаний-производителей. Пока что это преимущество позволяет продавать машины либо комплектующие для юридических лиц и госкомпаний, которые покупают их в кредит. На основании этого мы и увидели рост продаж Geеly, а также в связи с отсутствием выбора других марок», – комментирует экономист.

Чего ждать на рынке авто?

Здесь важна не покупательская способность, а цена, говорит Алиса Рыжиченко. Например, подержанные авто, которым более 20 лет, выросли в цене в три раза, несмотря на их возраст, такие автомобили всегда можно починить и они будут в нормальном состоянии, однако существуют проблемы с поставкой запчастей.  

«Когда есть проблемы с комплектующими и стоимость автомобиля огромная, люди, скорее всего, будут временить с покупкой авто. Это связано не с тем, что у людей нет денег, а с тем, что люди будут ожидать изменений на рынке», – заключает эксперт.

Ранее

В авиакатастрофе погибло руководство МВД Украины

Далее

Беларусь получит 610 млн долларов из российского бюджета. Что взамен?

Читайте далее