Долгое время нелегитимное правительство было уверено, что предел мечтаний непритязательного электората — 500 долларов. Откуда взялась эта сумма? Аналитики проекта «Кошт Урада» решили найти ответ на этот вопрос, проведя реальные расчеты, и пришли к достаточно любопытным выводам.

Конец прошлого года ознаменовался сразу несколькими тенденциями, у которых совершенно однозначный совокупный эффект. С одной стороны, закрытие европейского рынка, санкции, экономический кризис. С другой — значительный рост зарплат, в том числе и в валютном эквиваленте, до величин, которых ранее никогда достигнуть не удавалось. В связи с ростом зарплат появился стабильный спрос на валюту. Валютный рынок Беларуси всегда очень чутко реагировал на рост ЗП. За последние 12 лет беларусы чаще покупали, чем продавали валюту. А в периоды «зарплатной оттепели» активно восстанавливали «запасы», которые приходилось тратить в периоды кризисов.

Особенности такого поведения заложены в важной проблеме беларусской экономики — «ловушке среднего дохода». Экономика не в состоянии удовлетворять спрос при росте заработных плат. Так, с появлением «лишних» денег беларусы их не просто откладывают, а вкладывают в иностранную валюту, которую кладут под матрас (а правительству это не выгодно). Мало того, беларусы переходят в иную модель потребления: начинают покупать Samsung вместо «Атланта», Indesit вместо «Гефеста», Ikea вместо «Пинскдерва». Все это приводит к росту импорта и дальнейшей долларизации экономики.

Где же та грань, после которой начинается беларусская «ловушка среднего дохода»?

Пытаясь выяснить точную сумму, эксперты проанализировали валютный рынок за последние 12 лет и выяснили, что рубикон, при котором население скорее покупает валюту, чем продает, в рассматриваемый период приходится на зарплату 375 долларов в месяц. Грубо говоря, это та грань, после которой уже хватает на «выжить» и можно хоть немного откладывать. 

Хоть беларусский производитель сдвигается в сторону более платежеспособного спроса и старается его удовлетворить, но делает это недостаточно активно. Поэтому в целом он ориентирован на более бедного потребителя. А госсектору невыгодны богатые беларусы, ведь они будут скорее копить валюту и при этом совершенно не настроены поддерживать малоконкурентное отечественное предприятие-зомби, покупая его продукцию. Для того, чтобы адаптироваться под большие ожидания со стороны населения, требуется открытый рынок, свободная конкуренция и надежное законодательство…

«Соответственно, выводы о том, есть ли у нынешнего правительства резон стремиться к “больше чем по $500”, вы можете сделать сами», – заключают эксперты. 

Ранее

Жизнь в долг: беларусы задолжали банкам рекордную сумму

Далее

Маланка музыкальная: эксперименты от Palina и NAVIBAND

Читайте далее