Когда режим в Беларуси падет, не факт, что беларусы начнут массово возвращаться домой. Так считает эксперт в сфере образования, науки и инноваций Андрей Лаврухин. По его словам, это не первый случай, ведь ранее беларусы тысячами уезжали за границу. Журналисты «Зеркала» вспомнили предыдущие волны эмиграции и разобрались, сколько уехавших все же вернулось на родину.
Начнем с 19 века
Тогда переезды редко были добровольными. В основном людей отправляли в Россию во время войны с ВКЛ. По своему желанию уезжали представители шляхты (например, для учебы за границей), но не очень часто.
Массовая миграция 19 века в основном связана с двумя событиями. Это восстания 1830−1831 и 1863−1864 годов. Они были важны для беларусской истории, но тогда уехало не так много людей. В монографии «Выгнаныя з роднага краю» Дмитрия Матвейчика сказано, что после первого восстания в эмиграции оказались 9 тысяч человек. Примерно полторы тысячи из них происходили из беларусско-литовских губерний, а после восстания мало кто из них хотел ехать на родину, которой управляла Россия. Да и вернуться было сложно. Первые 20 лет после восстания вернувшимся угрожало следствие, отправка в армию на Кавказ или другие репрессии.
Конкретных цифр о числе эмигрантов после второго восстания нет, однако в нем участвовали 77 тысяч человек (15 тысяч находились на территории Беларуси). Многие из них были репрессированы, поэтому число эмигрантов не могло быть большим.
Первая масштабная эмиграция беларусов
Это была экономическая миграция на рубеже ХIХ — ХХ веков. Тогда была проблема аграрной перенаселенности беларусских губерний, и земель на всех крестьян просто не хватало. Тогда же Российская империя обзаводилась международными экономическими связями, а рост экономик стран Европы и США создал спрос на рабочую силу. Этим беларусы и воспользовались.
Историк Александр Кохановский писал о том, что в 1880-х годах сезонная эмиграция сельскохозяйственных рабочих-беларусов усилилась. В основном уезжали в Германию, Данию и Швецию. В 1890-х беларусы начали активно уезжать в США. Особенно евреи. Именно они популяризировали переезды среди крестьян и наемных рабочих. Люди понимали, что за границей они будут получать больше денег. Например, средняя месячная зарплата чернорабочего в США составляла 71 рубль, а в России — 15. Иногда зарплаты в США были больше в 5 или 6 раз, чем в России.
Сколько человек уехало из Беларуси тогда, неизвестно, так как американцы фиксировали только переселенцев из Российской империи. Они не выделяли отдельно беларусов и украинцев. Более того, иногда наших земляков записывали как поляков и русских. И все же Кохановский оценивает общее число трудовых мигрантов в страны Запада в 600-800 тысяч человек.
Историк отмечает, что большинство из них так и не вернулись на родину.
Беженство во время Первой мировой
В 1914 году началась вторая большая волна эмиграции беларусов. Когда Российская империя вступила в Первую мировую войну, ее Западная часть была оккупирована Германией. Гродненский историк Виталь Корнелюк посчитал, что тогда 1,2 млн беларусов уехали из страны на восток. Неизвестно, какой процент переехал добровольно, а какой процент поддался пропаганде и был вывезен насильно. К слову, среди восточных эмигрантов был и Якуб Колас. В 1915-ом он поселился в Подмосковье (добровольно). Позже вернулся на родину.
Российская революция 1917-го года
Тогда беларусы попытались создать свою государственность и провозгласили независимость Беларусской народной республики. Довести до конца идею не получилось. Началась советско-польская война, в результате которой за четыре года из Беларуси уехали 122 тысячи человек. Об этих цифрах сказано в «Энцыклапедыі гісторыі Беларусі». В основном люди бежали в Литву, Латвию, Эстонию, Чехословакию, Финляндию, Турцию, Германию, а также другие страны. Словом, мало что меняется.
Неизвестно, сколько людей вернулось. Однако часть лидеров БНР все же поверила обещаниям большевиков и через несколько лет приехала в Минск. Вскоре их убили.
В 1921 году Польша и Советский Союз разделили между собой территорию Беларуси, а границы закрыли. Тогда жители Восточной Беларуси не могли никуда выезжать. А вот у тех, кто попал в состав Польши, такая возможность была.
Из-за того, что польские беларусы были недовольны качеством земли, снова началась экономическая миграция. К слову, уже третья за 20 век. Число уехавших оценивается по-разному — от 130 до 250 тысяч. Тогда люди в основном уезжали в США, Францию, Аргентину, Канаду и Германию.
Тогда около 700 человек, которые были ядром политической и академической миграции, уехали в Чехословакию и создали там политический, культурный и научно-исследовательский центр беларусского зарубежья. Многие из них обучались в пражских вузах благодаря договоренности между Чехией и БНР.
Некоторые люди, которые уехали, собирались вернуться. Например, в 1947-ом семья знаменитого беларусского композитора Сергея Кортеса подала прошение о получении советского гражданства. Однако консул, который знал о репрессиях, специально спрятал некоторые документы под сукно, чтобы беларусы не получили гражданство. В итоге Кортесы вернулись в Беларусь только в 1955-м после смерти Сталина и были в безопасности.
Тех, кто возвращался, принимали особо «радостно». Например, Янина Гринцевич (Сташко), которая родилась во французском шахтерском городке около Лилля, рассказывала журналистам о том, как она возвращалась в СССР на пароходе. Когда судно прибыло, сотрудники НКВД забрали людей из первого и второго класса, пересадили их в товарные вагоны и повезли прямиком в Сибирь. Так как у Гринцевичей была только швейная машинка «Зингер» и немного денег, сотрудники НКВД изучили документы девушки и сказали, что «долгов» перед советской властью у нее нет.
Миграция во время Второй Мировой
Это четвертая большая волна эмиграции. В 1941-м году около 1,5 млн были эвакуированы из Беларуси. Только треть из них вернулись на родину. Многих из них вывезли на работу в Германию, однако после большая часть все же вернулась домой. Согласно справочнику «Потери народонаселения в XX веке» Вадима Эрлихмана, за время Второй мировой войны в эмиграцию уехали 50 тысяч беларусов. В первую очередь речь идет о тех, кто покинул Беларусь вместе с немецко-фашистскими захватчиками. Они не вернулись назад, так как понимали, что советская карательная политика не простит им работу на оккупированных территориях.
Эмигранты того времени смогли безопасно возвращаться в Беларусь только в 1990-х. За 45 лет беларусы пустили корни в других странах, и если приезжали, то только в гости. Однако позже политика снова изменилась, и Лукашенко начал называть мигрантов предателями.
Пятая волна миграции после распада СССР
После развала СССР начали уезжать те, кто не мог сделать этого раньше. Также на эмиграцию повлияла экологическая обстановка, которая стала хуже после взрыва на Чернобыльской АЭС. По информации демографа Юлии Петраковой, тогда из страны уехали 34,1 тыс человек.
Позже причины выезда из страны изменились. Когда к власти пришел Лукашенко, люди снова начали уезжать по экономическим причинам.
«На снижение численности эмигрантов оказала влияние, с одной стороны, эмиграционная политика Беларуси — упрощение процедуры выезда из страны на короткий срок для посещения родственников или с иными целями, а с другой стороны — иммиграционная политика принимающих стран, в которых ужесточились требования приема иммигрантов», – предполагает Петракова.
В 1990-м больше всего людей уезжало в Израиль. Это 97% от общего количество уехавших. В 1992-м туда уехали 32,5% от всех мигрантов, а в нашем веке это всего 14-18%.
Пик эмиграции в США пришелся на 1992 год. Тогда в Штаты уехало 57% от общего количества мигрантов.
Шестая волна. Наши дни
Новая волна эмиграции — люди, которые уезжают из Беларуси по политическим причинам. Чтобы понять, о чем речь, достаточно открыть любое независимое медиа и почитать текущие новости.
Вывод
Большинство беларусов, которые уезжали из страны, не возвращались назад. Люди строили свою жизнь за границей и у них не было причин возвращаться в нестабильную и опасную страну, где их посчитают «предателями». То же самое происходит сейчас.