Соучастие режима в войне против Украины несомненно наложит отпечаток на будущие отношения Киева и Минска. Однако Украина заинтересована в демократической и предсказуемой Беларуси. О том, какой стратегии должны придерживаться обе стороны, рассуждает украинский эксперт и аналитик Евген Глибовицкий.

После завершения войны двум странам предстоит выстраивать отношения. Для Украины важно, чтобы Беларусь была хорошим соседом, прогнозируемой демократической страной, у которой похожие с нами интересы и те же ценностные приоритеты, в первую очередь — безопасность и развитие. Они фактически приведут нас разными путями к одним и тем же решениям: членству в Евросоюзе, а в перспективе, вероятно, и в НАТО.

Наши страны рассинхронизированы во временном пространстве, но мы находимся на одном векторе. Есть фундаментальные отличия в том, каким образом происходит трансформация в Украине и в Беларуси, они зашиты в культурных особенностях двух стран. Украина — страна более гетерогенная. Украинцы легко подходят к точке революции, но нам сложнее после этого выработать единую траекторию развития.

В Беларуси ситуация прямо противоположная. Критическая масса для изменений нужна намного большая, поэтому «беременность» новой Беларуси длится дольше, проходит сложнее и требует больших усилий. Но после того, как Беларусь встанет на новую колею, ей будет легче двигаться, чем Украине или другим постсоветским странам.

Как Беларусь и Украина могут помочь друг другу уже сейчас?

Более интенсивный обмен на экспертном уровне позволил бы лучше понимать друг друга и достичь большей синхронизации. Важно, чтобы в Украине были представлены люди, готовые стать голосом беларусского гражданского общества и политической оппозиции, которые бы доносили и объясняли позицию внутри украинского  общества. Это важно, потому что в Украине изменения формируются не только сверху вниз, но и снизу вверх.

Необходимо, чтобы политические круги в Украине были в постоянной консультационной работе с беларусской оппозицией, некоторые сегодняшние тактические решения могут иметь долгосрочные последствия.

Возможные формальные контакты между руководством Украины и системой, контролирующей власть в Беларуси, беларусам следовало бы воспринимать более холоднокровно, ведь они могут касаться лишь точечных вопросов.

Да, Украина делала ставку на торговлю с режимом до 2020 года, потому что для Украины критически важным было продление стратегической амбивалентности Лукашенко. По той же причине не были прекращены контакты с ним после 2020 года, хотя нелегитимность Лукашенко стала очевидной.

Без участия Украины, в том числе, без порой болезненных решений, которые она принимала и будет принимать в будущем, невозможно ускорение достижения свободы и для Беларуси.

Тактические решения в Украине будут приниматься, исходя из украинского контекста и интересов. Стратегические, естественно, требуют более широкого подхода. Именно поэтому важно активное присутствие беларусского голоса. Однако вес этого голоса также будет зависеть от готовности взять на себя значительную часть бремени борьбы. Как выглядит подготовка к такой борьбе? Вопрос пока открытый.

Чтобы Беларусь стала свободной, нам всем надо, чтобы Украина выиграла в этой войне.

Полный текст можно прочитать по ссылке

Фото Євген Борисовський / The Gate Agency

Ранее

Большинство беларусов не вернутся домой из эмиграции. Почему?

Далее

Спортивный дайджест: уголовка на представителя ФК «Шахтёр» и споры вокруг Олимпийских игр

Читайте далее