Уровень домашнего насилия в Беларуси вырос в несколько раз. Как сейчас защитить пострадавших от насилия? И с чем связан рост уровня домашнего насилия? Рассказывает психолог Наталья Скибская.
Ежегодно в стране фиксируется более 90 тысяч случаев домашнего насилия. За последние несколько лет их количество возросло, а обратиться за помощью стало не к кому. Ведь силовики заняты репрессиями, а общественные организации, оказывающие помощь жертвам, ликвидированы.
Однако помощь есть, в Беларуси появилась бесплатная онлайн-линия для помощи женщинам, пострадавшим от домашнего насилия. Oliviahelp оказывает информационную, психологическую и правовую помощь жертвам домашнего насилия как внутри страны, так и за ее пределами.
С чем связан рост домашнего насилия?
Рост домашнего насилия это естественное и логичное продолжение ситуации, ведь уровень напряжения в обществе должен куда-то выливаться. Люди напуганы и испытывают много негативных эмоций по поводу происходящего в стране. Все находятся на повышенном уровне раздражения и отсюда повышается реактивность, говорит психолог Наталья Скибская.
«Внутренние противоречия в семье могут обостряться на фоне социального напряжения и когда людям невозможно ругаться, невозможно спорить и выражать свое недовольство на улице, среди знакомых, друзей или на работе, они несут это домой и в доме начинается отыгрывание. Это все может прорваться в виде ссор, драк и рукоприкладства», – поясняет психолог.
Уничтожение общественных организаций также является фактором роста домашнего насилия, теперь пострадавшим некуда идти — нет ни одного шелтера для жертв.
«Людям некуда деваться, они остаются заложниками внутри своих домов и квартир, им некуда идти. Людям невозможно обратиться за помощью и негде ее получить, поэтому они терпят еще больше и терпят до крайне негативных ситуаций с нехорошими последствиями», – поясняет Скибская.
Еще один фактор роста домашнего насилия — отсутствие реакции силовиков. Психолог отмечает, что в стране так и не был принят закон о домашнем насилии, а беларусская милиция никогда не отличалась качественной работой в вопросах домашнего насилия.
«Если у вас происходит ссора на бытовой почве, вероятность того, что к вам приедут, уменьшается. Так как органы, которые должны защищать, сейчас занимаются другим. Или, допустим, человек вызывает милицию, или идет в милицию с жалобой, у него случится негативный опыт обращения. Получается, если ты пострадал, то тебя скорее обвинят. Люди не видят в этом смысла. Плюс играет тот фактор, что их не защитят, с ними будут обращаться негуманно, поэтому они будут воздерживаться от коммуникации с той же милицией или с какими-то другими органами», – говорит Наталья.
Как отмечает психолог, ситуация усугубляется безнаказанностью силовиков. По словам Натальи, психологи пережили бум обращений от родственников силовиков. Ведь в 2020 году силовики получили карт-бланш на насилие, ощущение безграничной власти, безнаказанность и поддержку от системы. «Для них границ нет, можно делать все, соответственно, такие последствия», – добавляет эксперт.
Снижение уровня домашнего насилия возможно при соблюдении нескольких обязательных условий, отмечает Наталья. Во-первых, должно уменьшиться социальное напряжение в обществе, чтобы в самом обществе был меньше уровень агрессии и люди не добавляли друг другу причин для злости. Во-вторых, должны работать сдерживающие механизмы.