Беларусь начала подготовку к запуску второго энергоблока БелАЭС. Несмотря на то, что на объекте не прекращаются опасные инциденты. Что известно о запуске второго блока? Нужна ли Беларуси вторая станция? И какую ключевую роль БелАЭС уже выполнила? Рассказывает физик-ядерщик Андрей Ожаровский.
Беларусь готовится к запуску второго энергоблока БелАЭС. Подготовительный этап запуска уже начался, вскоре пройдут пробные испытания и пробное включение блока в сеть. Однако это не первая попытка запустить второй блок БелАЭС. Год назад Росатом уже готовил его пуск, отмечает физик-ядерщик Андрей Ожаровский. Но процедура началась лишь сейчас.
«Процедура начата. 25 марта было сообщение, что они вышли на минимально контролируемый уровень мощности на 1% — это значит, пошла ядерная реакция. И новость, которая пришла 6 апреля, заключалась в том, что получено разрешение от беларусских регуляторов, повышать мощность до 40%», – говорит Ожаровский.
Как отмечает эксперт, годовое опоздание в запуске второго блока объясняется сообщением от литовских разведывательных служб, которые рассказывали о проблемах первого и второго реактора станции. По словам эксперта, загрязнение смолами главного циркуляционного агрегата — очень опасно. Подобные проблемы привели к аварии в Чернобыле.
«Лишний год они загрязняли воду, теплоноситель первого контура смолами. Смолы на атомных станциях — это обычно ионообменные смолы, то есть фильтры, которые поддерживают частоту той воды, которая прокачивается через реактор. Но эти вот комочки смолы не должны плавать в самом теплоносителе. Почему это опасно? Они будут прилипать как к самому ядерному топливу, ухудшая теплосъем и вообще характеристики, так и мешать работе насосов. Главный циркуляционный насосный агрегат — огромные насосы, которые прокачивают тонны теплоносителя в секунду через реактор», – поясняет физик-ядерщик.
К сожалению, всем известно, что бывает, когда реактор перегревается, ведь примерно это и было стартовым событием аварии в Чернобыле, отмечает Ожаровский. И когда внутри теплоносителя рассыпаются смолы или когда роняют сам реактор — это крайне серьезно. Как подчеркивает эксперт, мы вынуждены с ужасом наблюдать за происходящим и надеяться, что лимит опасных инцидентов исчерпан.
Зачем Беларуси вторая АЭС?
Нелегитимные власти хотят построить вторую АЭС на территории Беларуси, кроме того, они заявляют о возможном строительстве исследовательского ядерного реактора в Беларуси. По словам Андрея Ожаровского, не ясно, с чем связано ядерное обострение, если до ума не довели и первую АЭС. Можно лишь предположить, что это связано с деятельностью агентов Росатома в Беларуси, которые открыто лоббируют интересы.
В то же время мы видим, что и первая АЭС Беларуси не нужна, говорит физик-ядерщик. Это подтверждается официальной позицией правительства, которое рассылает план повышения энергопотребления по предприятиям.
«Не экономии, а повышения, потому что эта электроэнергия не нужна. А вторую, третью, четвертую, восьмую станцию Лукашенко может обещать ровно потому, что он выгнал экологов из страны», – добавляет эксперт.
БелАЭС уже выполнила свою ключевую роль
Андрей Ожаровский считает, что наличие российской атомной станции на территории Беларуси уже сыграло свою главную политическую роль — поссорило Беларусь с Литвой. Выполнена и вторая задача — Беларусь еще плотнее привязана к России.
«Я напомню, что лозунг беларусских атомщиков был: “Мы обретем энергетическую независимость, мы заменим российский газ на российское ядерное топливо”. Ребята, вы не можете сами производить ядерное топливо, вы вынуждены его покупать! Наличие российской атомной станции на территории Беларуси — это символ зависимости», – заключает эксперт.