Польша полностью запретила въезд на свою территорию для большегрузных автомобилей с беларусскими и российскими номерами. Такая мера стала ответом на оставление в силе приговора Анджею Почобуту. Кто пострадает от таких мер? И сможет ли Польша заставить Лукашенко отступить?
С 1 июня Польша полностью запретила въезд на свою территорию для большегрузных автомобилей с беларусскими и российскими номерами. На такой шаг Польша пошла после того, как беларусский суд оставил в силе приговор Анджею Почобуту. Журналист и активист Союза Поляков в Беларуси должен провести восемь лет за решеткой.
Это ограничение может всерьез отразится на беларусской экономике, но вряд ли будет нести серьезные последствия для экономики Польши, подчеркивает экономический обозреватель Александр Кнырович.
«Это ответ на совершенно недружелюбные действия со стороны Беларуси и России, конечно, это минус для взаимной торговли, в том числе для беларусских граждан, и это минус для польских компаний. Однако соотношение минуса будет один к пяти. Дело в том, что когда мы смотрим на внешний торговый оборот, мы видим, что он перекошен в сторону Беларуси. И для Беларуси логистические связи с Польшей гораздо более важные, чем с самой Польшей. Поэтому на один потерянный доллар экономики Польши будет пять потерянных долларов экономики Беларуси. Для нас это гораздо страшнее», – поясняет экономист.
Однако изменения обычные беларусы, которые не занимается логистическим бизнесом, почувствуют незначительно, говорит Кнырович. Поток импортных товаров не прекратится, но такого рода меры могут привести к его сокращению, а соответственно — к подорожанию товаров и снижению их качества. По словам эксперта, такие потери трудно измерить в деньгах, но в любом случае перестройка логистических потоков обойдется в определенную сумму денег, что отразится на кошельках беларусов.
Такая мера имеет долгосрочную перспективу, считает политический обозреватель Виталий Цыганков. Но в данном случае стоит избегать двух крайностей. С одной стороны, не стоит считать, что мера бессмысленна, с другой — не следует ожидать, что сейчас Лукашенко развалится и всех освободит.
«Нельзя считать, что после введения новых ограничений что-то быстро изменится. Лукашенко не делает что-то в тот момент, когда на его давят, он не способен уступать под давлением. Но это не означает, что он не уступит потом, тихо и под другим предлогом», – говорит Цыганков.
Польша имеет свою конкретную проблему, которую пытается решить своими способами, говорит Цыганков. Он напоминает, что недавно просочилась информация, что польская сторона несколько раз предлагала Лукашенко некий мирный план и переговоры, но он отказался делать шаг навстречу, поэтому были введены ограничения на грузоперевозки.
«Сразу, конечно, никакой реакции Лукашенко не будет, но это не значит, что он не начнет делать шаги навстречу в будущем. Самые радикальные действия в его отношении давали повод задуматься и что-то предпринимать», – считает эксперт.