Сексуальную ориентацию можно «выбрать» или «навязать», а ЛГБТК+ можно пропагандировать — самые популярные стигмы среди беларусов относительно представителей ЛГБТК+. Создательницы инициативы «Гэта Окей» рассказали, с какими ЛГБТК-стереотипами живут беларусы и беларуски.
Создательницы инициативы «Гэта окей» выяснили, какие самые популярные стигмы существуют среди беларусов относительно представителей ЛГБТК+. В исследовании приняло участие 445 человек, все они — это цисгендерные и гетеросексуальные люди, пользующиеся интернетом, которые живут как внутри страны, так и за ее пределами. Среди респондентов 96% знают, кто такие представители ЛГБТК+, а 78% опрошенных знают лично как минимум одного ЛГБТК+ человека.
Стереотип о ЛГБТК+ пропаганде проникает в общество
Самая популярная стигма относительно ЛГБТК+ среди опрошенных беларусов и беларусок — то, что сексуальность и гендер могут пропагандироваться. Этот стереотип и сам термин «ЛГБТК+ пропаганда» используется политиками-популистами, а также пропагандистами, чтобы настроить общество против квир-сообщества. Как отмечают исследовательницы, само понятие «пропаганда» противоречит принципам прав человека, а также свидетельствует о гомофобном отношении.
Пропаганда и «признание нормой» ставятся обществом в один ряд, об это свидетельствуют высказывания респондентов: «Я против пропаганды и признания нормой ЛГБТК+», или «Эти люди могут делать, что считают нужным, но не пропагандировать, что это нормально и хорошо».
«Пропаганда ЛГБТК+» — оборот речи, который пришел к нам из России, отмечает кандидатка философских наук Ольга Шпарага. На данный момент в Беларуси едва ли возможна какая-либо пропаганда или продвижение интересов людей какой-то группы, которая не соответствует государственной идеологии, тем более ЛГБТК+ сообщества.
«Такие обороты речи, которые существуют в обществе, они произносятся государством и существуют в официальном медийном пространстве. Здесь две опасных тенденции, во-первых, нехватка собственного критического мышления у людей, во-вторых, люди в ситуации страха и террора вписываются в систему подчинения. Призыв «не высовывайся» подхватывается. И собственные страхи проецируются на другие группы, которые еще более уязвимые, чем в той, которой человек находится сам», – поясняет Шпарага.
Во всем мире растет количество молодых людей, которые являются приверженцами право-консервативных взглядов, беларусы и беларуски, которые выехали за рубеж, здесь не исключение. Как поясняет экспертка, это связано с последствиями пандемии, войной и климатическими изменениями, поскольку люди молодого возраста не видят будущего, у них возникает желание вернуться в прошлое, к более понятному для них миру. Этой ситуацией пользуются политики, которые спекулируют на таких темах. Для беларусов здесь есть еще один фактор — ситуация в нашей собственной стране.
Демократия — это про всех, а не про какую-то часть людей
Во всем мире марши в поддержку ЛГБТК+ людей являются важным инструментом для защиты прав ЛГБТК+ сообщества. Они помогают сделать людей видимыми, а также помогают привлечь внимание к дискриминации, насилию и неравенству к квир-людям. Марши в поддержку ЛГБТК+ не заставляют никого менять свои убеждения или принимать какие-либо определенные взгляды, они пытаются уравнять права всех людей.
К сожалению, так считают не все беларусы, около 15% респондентов считают, что марши — это попытка навязать свое мнение, для некоторых такой метод выражения позиции неприемлем.
«Демократия — это про всех людей, а не для какой-то отдельной части общества. Понимают ли беларусы, что такое права человека и зачем демократия нужна для всех? Марши в свободных странах — это способ донести проблемы и вопросы. Иначе дискриминация какой-то из групп приводит к дискриминации всех людей, а также к издевательствам и пыткам», – комментируют исследовательницы.
В Беларуси все находятся под давлением, но уязвимые группы находятся под еще большим давлением, отмечает правозащитница «Правовой инициативы». Нередко цвет волос или просто «не такая» внешность становится основанием для применения насилия со стороны силовиков и чаще всего имеет под собой ненависть к ЛГБТК+. Недавно правозащитники Правовая инициатива и Международный комитет по расследованию пыток в Беларуси подробно рассказали о том, как репрессии отразились на ЛГБТК+ людях.
«Эмоции на публике — это плохо, неважно, кто партнер». Беларусы боятся проявлять чувства на улице
Публичное проявление отношений не является нормальным для любой группы людей, считают большинство опрошенных. Вопрос о выражении чувств в публичном пространстве оказался очень триггерным, причем большинство людей считает, что проявлять эмоции не стоит не только гомосексуальным, но и гетеросексуальным парам.
Это удивительно, потому что мы все выражаем свои чувства, комментирует Ольга Шпарага. Мы улыбаемся, обнимаемся и выражаем себя — это делает нашу коммуникацию более открытой. В коммуникации с другими мы лучше узнаем себя самих, мы понимаем, что все вокруг люди нуждаются в ласке и во внимании, и в поддержке.
«Эта реакция беларусов, видимо, свидетельствует о том, что они сталкиваются все с большим контролем. Беларусский авторитаризм дрейфует в сторону тоталитарного контроля, а значит, все больше областей в жизни подвергаются контролю, государство хочет установить этот контроль в разных областях, и в нашей частной жизни в том числе», – поясняет экспертка.
Если мы посмотрим публичное пространство в демократических странах, прежде всего мы увидим, что оно очень разнородное. Есть места, где люди больше обнимаются и целуются, а есть места, где люди ведут себя иначе, например, читают газеты в кафе, говорит Шпарага.
В Беларуси предполагается, что публичное пространство может быть сконструировано только одним образом — под контролем государства. Но эмоции должны быть в обществе, и в публичном пространстве должно быть многообразие.
«Без разного рода эмоций, в том числе и негативных, невозможно вести коммуникацию. Все это позволяет нам коммуницировать, быть открытыми друг к другу, доверять друг другу», – поясняет собеседница.