Беларусь совместно с Россией планирует развивать космические технологии. «Пеленг» и «Интеграл» заменят зарубежные компании по производству комплектующих и электронных компонентов в космической отрасли. В чем заключается стратегическая значимость этих заводов и почему Россия на протяжении долгого времени проявляла к ним интерес? Разбираемся в материале.
На днях директор УП «Геоинформационные системы» Национальной академии наук Беларуси Сергей Золотой заявил, что санкции, введенные странами Запада, помогут развитию беларусско-российской космической отрасли. Помимо этого, страны планируют заменить импорт комплектующих на беларусские.
«Традиционно наша компания «Пеленг» будет делать целевую аппаратуру. В создании электронных компонентов будет участвовать наш «Интеграл». Кроме того, он же сделает регистрирующую матрицу, которая стоит на телескопе. Все это — критические элементы, которые сегодня находятся под ограничением Государственного департамента США. Мы будем производить их сами», — считает Сергей Золотой.
Он также сказал, что «Интеграл» и «Пеленг» смогут выпускать целую линейку телескопов и смогут заменить ряд комплектующих, которые ранее закупались за рубежом.
Действительно ли дело в космической отрасли?
«Пеленг» на самом деле занимается космическим приборостроением, но это лишь часть производства. Предприятие изготавливает оптико-механическую и оптико-электронную продукцию военного назначения. Так, продукция «Пеленга» используется при производстве систем прицеливания и наведения для российских танков и другой военной техники.
Надо сказать, что предприятие занимало лидирующие позиции в оптической отрасли СССР, а сейчас Беларусь остается поставщиком комплектующих вооружений и военной техники для оборонных предприятий РФ. Именно по этой причине интерес к нему со стороны российских властей не пропадает, ведь там производства такой сложной оптической техники нет. И «Пеленг» нужен РФ вовсе не для зондирования Земли, а интерес состоит в использовании беларусских технологий для наведения высокоточного оружия.
С «Интегралом» история похожая, предприятие является ценным для России не только в космической отрасли, но и является одним из основных партнеров по поставкам электроники для российской военной техники. «Интеграл» был некогда ведущим заводом по производству микросхем и являлся важным предприятием для военно-промышленного комплекса СССР. До сих пор российский военно-промышленный комплекс не обладает собственным производством компонентной элементной базы. «Интеграл» обеспечивает шестую часть всех потребностей российского оборонного производства в микросхемах.
Дефицит современных технологий Россия испытывает не только в военной и космической сфере, но и гражданской. Впервые с проблемами с закупкой полупроводников РФ столкнулась после санкций введённых ЕС из-за оккупации Крыма, тогда США ввели запрет на поставку некоторых элементов для космической промышленности, опасаясь, что технологии могут быть использованы в военных целях. В тот момент Россия попыталась решить проблему импортозамещением электроники, но за 8 лет реализовать запланированное так и не удалось.
Гордостью российских властей стали процессоры «Байкал» и «Эльбрус», после выпуска РФ тешила себя надеждой отвоевать часть рынков у Intel и AMD, к таким амбициозным планам эксперты изначально относились скептически. Позже оказалось, что процессоры проигрывают зарубежным по техническим характеристикам в несколько раз. И заинтересованность в российских процессорах может возникнуть лишь на внутреннем рынке при условии государственного регулирования спроса на них. На базе процессоров создавались бортовые компьютеры современной бронетехники, комплексы авиационной электроники для российских самолетов, а также системы наведения. В настоящий момент производство российских процессоров стало невозможным, так как оно осуществлялось тайваньской компанией TSMC, которая отказалась сотрудничать с РФ и РБ после военного вторжения в Украину. Теперь Россия не только потеряла возможность производить чипы своей разработки, но и лишилась всех импортных микросхем. Компании AMD и Intel также отказались от сотрудничества с обеими странами.
Теперь заинтересованность в беларусских заводах «Пеленг» и «Интеграл» у России возросла в разы, ведь без электроники встанет не только военно-промышленный комплекс, но и производство любой бытовой техники или автопром. Ранее власти соседней страны проявляли не меньший интерес к этим предприятиям, чем сейчас, несколько раз даже пытались их выкупить. Ведь восстановить свой промышленный потенциал с нуля — затратная задача, а приобрести в собственность передовые военно-промышленные предприятия Беларуси было бы куда более выгодно.
Серьезную заинтересованность покупкой «Интеграла» и «Пеленга» Россия стала проявлять в 2010 году, тогда было предложено объединить предприятия с российскими холдинговыми компаниями, однако беларусская сторона не горела желанием осуществить сделку. Вновь вопрос по покупке беларусских предприятий появился после прихода к власти Путина на третий срок в 2012 году. Тогда РФ хотела выкупить «Пеленг», «Интеграл», «МАЗ», «МЗКТ» и ряд других ключевых предприятий военно-промышленного комплекса, таким образом пытаясь обеспечить контроль над отраслью, а также минимизировать вложения в военные технологии. Позже интерес к некоторым предприятиям пропал, но разговоры о покупке «Интеграла» и «Пеленга» периодически возникали. После санкций, введённых против РФ в 2014 году, стремление к покупке сошло на нет, ведь оба предприятия стали ключевыми в поставках нужных для РФ компонентов.
В 2014 году США прекратили экспорт в Россию товаров и услуг оборонного назначения, позже к санкциям присоединился Евросоюз, ограничив экспорт оборудования и электроники двойного назначения. РФ была вынуждена закупать микросхемы через «Интеграл», так как не имела возможности разработать и произвести собственные. Таким образом Беларусь зарабатывала на реэкспорте микросхем, ведь изготовить собственные — было долгой и затратной задачей.
Если Россия о поглощении беларусских предприятий больше не вспоминала, то к этому вопросу вернулся сам Лукашенко, в 2021 году на встрече с Путиным он предложил тесную кооперацию по линии предприятий военно-промышленного комплекса, напомнив о достижениях «Интеграла». Несколькими месяцами позже министр промышленности Петр Пархомчик заявил, что Россия готова профинансировать модернизацию завода за счет программы по выпуску микросхем. Однако к реализации планов так и не дошло, лишь оказавшись под санкциями страны всерьез начали обсуждать совместное развитие производств. В начале апреля был подписан соответствующий меморандум о развитии микроэлектронных технологий, о проектировании и производстве электронной компонентной базы.
Удастся ли заменить импортные технологии отечественными?
Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно обратить внимание на программу реализации импортозамещения, проводимую Россией 8 лет и не продвинувшую производство технологий ни на шаг. В условиях экономического кризиса создать новое производство невозможно.
Что касается беларусского производства, то достаточно вспомнить про опыт импортозамещения «Интеграла», когда несколько лет назад предприятие выпускало мониторы якобы под своей торговой маркой, но как выяснилось, это были модели компьютерных дисплеев мировых брендов с наклеенным поверх логотипом Integral.
Конечно, нельзя преуменьшать успехи завода в военно-промышленном комплексе, однако «Интеграл» уже давно требует модернизации. Просьбы Лукашенко о кооперации предприятий ВПК были обращены к властям РФ именно по этому поводу — для финансирования модернизации заводов. В нынешней ситуации для решения проблем дефицита микросхем предприятию не хватит мощностей, с заводом «Пеленг» ситуация подобная. Конечно, контракты будут исполняться, но обеспечить российское производство, предприятия не имеют возможности.