Каждый неугодный лайк, татуировка, бчб-носок, выкрик «Жыве Беларусь» сильно осложняет жизнь Лукашенко (и Путину). Но в ту точку, где мы сейчас находимся, нас привела именно несгибаемость протеста.
Количество политзаключенных продолжает бить все мыслимые и немыслимые рекорды. По состоянию на 18 июня в Беларуси 1224 «политических» (только официальных). Но это хотя бы меньше, чем на прошлой неделе — на целых 11 человек.
Потому что есть и хорошие новости. Если, конечно, считать хорошими новостями домашнюю «химию» или психиатрическую больницу вместо колонии.
… И не считать, что на одну такую новость, как правило, приходится несколько «но».
Начнем, как обычно, с плохого
2 года колонии строгого режима за комментарии про судью, милицию и Лукашенко — такой приговор вынес Барановичский районный суд по делу Татьяны Купчиной.
Женщину обвинили по трем уголовным статьям: «оскорбление Лукашенко», «оскорбление представителя власти», «оскорбление судьи или народного заседателя». Этим дело не ограничилось: по решению суда Татьяна должна выплатить штраф в размере 200 базовых величин (6400 рублей) и возместить потерпевшим моральный вред в размере 4000 рублей.
Все из-за комментариев в Интернете. Об именах «пострадавших» история умалчивает.
О базовых правилах безопасности в Интернете мы уже писали здесь. Беларусам обязательно к прочтению.
Насчет «потерпевших»
Из Беларуси бегут не только политически репрессированные, но даже «обиженные» ими милиционеры и осведомители.
По сообщениям этих «бдительных» граждан были возбуждены политические уголовные дела против беларусов. Между прочим, о тех, кто предпочел островку стабильности «загнивающий запад», BYPOL выложил новое расследование.
«Уголовка» за слово
То самое слово, удостоившееся уголовной статьи, — «узурпатор». Обвиняемая — активистка Партии БНФ Людмила Романович.
В начале марта 2022 года тогда еще не политзаключенная Людмила направила на сайт администрации Лукашенко протестное письмо против участия Беларуси в войне. Все закончилось довольно предсказуемо.
Позже выяснилось, что поводом для уголовного преследования активистки стало слово «узурпатор» из того самого письма в Следственный комитет.
Тем временем в кгбшном списке «террористов» уже 80 беларусов
Среди «новичков»: Алексей Парецкий, Константин Ханин, Иван Вербицкий. Да, все эти люди проходят как кандидаты на смертную казнь.
Один из подсудимых был приговорен к 8 годам и 1 месяцу колонии строгого режима. Статья — «разжигании вражды».
Также в Беларуси появились три новых «экстремистских формирования»: «Форум демократических сил Беларуси», «Орша 97%» и «Новополоцк и Полоцк 97%».
Кстати об экстремистах
«Экстремистскими материалами» признали контент соцсети «Брестской газеты», телеграм-канал «Малады фронт Беларусь» и ряд других ресурсов.
Ранее (8 июня) почетный статус получили:
- сообщества «МОЛОДЕЖНЫЙ БРЕСТ КОБРИН» в социальной сети ВКонтакте:
- страницы «Брестской газеты» в инстаграме.
Чем чревато?
В соответствии с законом «О противодействии экстремизму» предусмотрен судебный порядок признания экстремистскими определенных материалов или организаций, а вот для экстремистского формирования не нужен суд, достаточно решения МВД или КГБ.
Задержанным грозит в лучшем случае административная ответственность в виде крупного штрафа и конфискация предмета правонарушения (это по статье «за распространение материалов, признанных судом экстремистскими»), в худшем — до 10 лет лишения свободы (если судят по уголовной статье за «создание экстремистского формирования либо участие в нем»).
В продолжение темы
На днях силовики ликвидировали Беларусскую ассоциацию студентов-архитекторов. Таково решение Верховного суда.
«Еще чуть-чуть — и мы бы с вами отметили 30-летие Беларусской ассоциации студентов-архитекторов, но Верховный суд Республики Беларусь постановил, что этому не быть. 18 мая 2022 года наша организация была ликвидирована. По определенным независящим от нас причинам мы не смогли ничего сделать», – написали студенты на своей странице.
Молодежное объединение постигла типичная для организации, посмевшей заниматься неформальным образованием, участь. Студенты «преступно» смотрели фильмы, организовывали лекции, проводили беларусские и международные архитектурные форумы и школы, участвовали в Европейской ассамблее студентов-архитекторов.
Напомним, всего в процессе ликвидации (некоторые уже) — 765 беларусских организаций.
Среди них 448 были принудительно закрыты, остальные решили самоликвидироваться (об этом сообщают правозащитные организации Lawtrend и WEU).
Кстати, второй вариант обезглавливания организации более распространен. Самоликвидация, разумеется, происходит под давлением «властей».
Другие результаты и ожидания «судов»:
- Вернувшегося из Польши 35-летнего жителя Барановичей будут судить по обвинению в наезде на силовика в 2020 году.
Мужчина долго находился в Польше, но в мае 2022 года приехал в Беларусь. Родина встретила его задержанием.
По версии обвинения, в августе 2020 года во время протестов он начал движение задним ходом на своем автомобиле и наехал на правую ногу силовика. Последний получил повреждения.
- Адвоката Андрея Мочалова осудили на 2 года «химии» — суд согласился с прокурором. Речь о том самом адвокате, который пришел в суд, где и узнал, что его лишили лицензии и за это будут судить.
Абсурдное дело началось в 2021 году. Андрея обвинили в использовании поддельных документов.
Адвокат адвоката Мочалова Виталий Брагинец не смог явиться в суд, так как сам отбывал наказание в виде административного ареста.
Вот такой беларусский народный сюрреализм.
- 4 года домашней «химии» от самой «репрессивной» судьи Бреста: Вера Филоник осудила молодую маму на 4 года «химии» за видео с военной техникой
Ольгу Буян обвинили в «содействии экстремистской деятельности». Повод следующий: 21 марта женщина отвела ребенка в детский сад и, увидев по дороге российскую военную технику с опознавательными изображениями, сняла с ней видео и отправила в телеграм-бот проекта «Беларусскі Гаюн».
Личность женщины установили видеокамеры на железнодорожном переезде.
Напомним, судье Вере Филоник (ей чуть за 30) с августа 2020-го по октябрь 2021-го вынесла около 40 жестких политических приговоров.
Последние задержания:
- Силовики задержали учителя-художника, который «прописался» в полку Кастуся Калиновского.
Из «покаянного» видео, которое успели записать силовики, следует, что задержанный работает учителем в центре дополнительного образования «Маяк». Оттуда же становится понятно, что мужчина принимал участие в акциях протеста 2020-го года и был прописан в «Плане победы».
В ГУБОПе уже злорадствуют по поводу возможных «уголовок».
- Задержаны редакторы издания «Автобизнес» — «за дичь».
Как сообщает «Наша Ніва», на днях в инстаграме «Автобизнеса» появился странный пост со скринами трудовой переписки и подписью: «Творили дичь и нагнетали обстановку в стране», а также угроза, что все якобы только начинается. Пост, правда, позже удалили.
Задержаны главный редактор сайта Юлия Мудревская, редактор рекламных проектов Юрий Гладчук и главный редактор Вадим Зенкевич.
- ГУБОПИК задержал начальника отдела культурно-просветительской работы Могилёвского краеведческого музея.
Как сообщает MAYDAY, 14 или 15 июня в доме Дмитрия Журавского прошел обыск. По предварительной информации, его подозревают в регистрации в «Плане Перамога» в конце 2021 года.
Тот, мол, «готов спрятаться в здании музея и помочь служебной машине в день “Х”».
- Сотрудник Нафтана арестован в третий раз подряд на 15 суток.
В середине мая 32-летний сотрудник «Нафтана» Борис Жаховский был задержан на своем рабочем месте в Новополоцке. Первый суд в Борисе состоялся 16 мая. Тогда он получил 15 суток за «распространение экстремистских материалов». Но его не отпустили — был составлен новый протокол по ст. 19.11 КоАП РФ. В итоге Жаховский отсидел еще 15 дней.
И на этом история не заканчивается. Вчера Жаховский был осужден в третий раз подряд. На этот раз Бориса признали виновным в «несанкционированном пикетировании» и вновь арестовали на 15 суток.
И, как обещали, относительно хорошие новости
- Политзаключенных Ольгу Токарчук и Анастасию Миронцеву выпустили из Гомельской женской колонии.
По данным правозащитников, блогера, дизайнера и мать троих детей Ольгу Токарчук продержали за решеткой более года.
Анастасия Миронцева и ее сестра Виктория были задержаны в октябре 2020 года в рамках уголовного дела по ч. 1 ст. 342 УК. Позже их обвинили в насилии в отношении сотрудников полиции, а Викторию также обвинили в сопротивлении милиции. 1 апреля Анастасию приговорили к 2 годам лишения свободы, а Викторию — к 2,5 годам.
- Жену Зельцера отправили на принудительное психиатрическое лечение.
Это означает освобождение от уголовной ответственности.
Правда, не обошлось без материальной компенсации морального вреда в размере 100 тысяч рублей в пользу потерпевшей (вероятно, матери убитого силовика).
Продолжаем фиксировать беспредел и изо всех сил верить в лучшее.
Источники: spring96.org, belsat.eu, nashaniva.com, pozirk.online
Фото: white_red_white_forever / Instagram