Последняя встреча Лукашенко и Путина изменила подход России к интеграции с Беларусью. Российские чиновники все чаще стали использовать слово «объединение», а беларусская пропаганда придумывает новые объяснения «независимости».
«Беспрецедентное политическое и санкционное давление со стороны так называемого коллективного Запада подталкивает нас к тому, чтобы ускорить объединительные процессы», – заявил Владимир Путин на Форуме регионов России и Беларуси, который проходил в Гродно.
Какие именно объединительные процессы собираются ускорять, Путин не уточнил. Но добавил, что данные вопросы обсуждались на недавней встрече с Лукашенко. С тех пор в заявлениях российских чиновников практически исчезло их любимое слово «интеграция» и появилось новое — «объединение».
Изменение риторики российских властей отмечает политолог Павел Усов. По его наблюдениям, об объединении говорил не только Путин, подобные слова звучали от Лаврова и Матвиенко во время их визитов в Беларусь.
Похоже, что российские власти однозначно определились с позицией в отношении Беларуси. Чего не скажешь о беларусском диктаторе: на встрече с главой МИД РФ Лавровым он настаивал на суверенитете.
«Я думаю, вы поддержите эту идею. Уверен, что поддержите. Что мы не настолько глупы, чтобы кого-то включать, как говорят на Западе, инкорпорировать Россию или Беларусь. Мы достаточно умны, чтобы быть независимыми государствами. Могли бы выстроить такую структуру наших отношений, которой позавидовали бы другие во всем мире», – обратился Лукашенко к Лаврову.
(Не)независимость Беларуси
Выступая по случаю Дня независимости, Лукашенко все больше говорил о России, чем о нашей стране, тем самым продемонстрировав свою полную зависимость от восточного соседа. Сильнее всего общественность привлекли его слова о «единой армии».
«И что, они не знали, что у нас в союзе Беларуси и России создана уже давно единая группировка вооруженных сил? Фактически единая армия. Вы же это все знали. Так почему нас сегодня упрекаете? Мы были и будем вместе с братской Россией», – сказал он.
Риторика о зависимости Беларуси от России стала звучать и с экранов телевизоров. Пропагандисты на госТВ пытаются придумать объяснения зависимости диктатора от его российского коллеги. И даже придумали новую формулировку независимости Беларуси — «возможность принимать самостоятельные решения в союзе с нашей страной-соседкой и противопоставляя это агрессивным действиям Запада». Что, по своей сути, означает обратное, ведь если любой вопрос нужно согласовывать с Россией — это не независимость.
Политолог Павел Усов уверен, что «Лукашенко уже удавили в «братских» объятиях». И заявления об армии настораживают. Ведь единая армия — завершающий процесс инкорпорации с очевидными последствиями для беларусов.
«Если до конца года Россия закончит создание и оформление наднациональных органов управления «союзным государством» (а на это сейчас делается упор), то беларусские солдатики еще успеют «побывать» в Украине», – пишет Усов.
Фото: Kremlin.ru