Режим продолжает убаюкивать сам себя широкомасштабными репрессиями. А упрямое подполье в бчб-носках продолжает пугать Лукашенко «экстремистской деятельностью».
Концлагерь в цифрах. На этой неделе местное гестапо побило все мыслимые и немыслимые рекорды — 1236 официальных «политических» по состоянию на 9 июля. Это плюс 2 с прошлой субботы.
Естественно, не обошлось без пополнений и в КГБшном «списке террористов» — плюс 5 человек. Выходит, всего в Беларуси 876 потенциальных кандидатов на смертную казнь. И 137 из них — граждане Беларуси.
Здесь остановимся подробнее.
Известному хирургу может грозить смертная казнь
В числе пяти «террористов-новичков» оказался Андрей Любецкий — тот самый, которого уволили из детской больницы (где он проработал 18 лет) и из частного медицинского учреждения, а потом арестовали. Напомним, перед задержанием Андрей успел рассказать о состоянии медицины в программе «Откровенно говоря».
По версии следствия, один из лучших минских челюстно-лицевых хирургов «неоднократно публично высказывался о принятом решении нарушить данную им медицинскую клятву… и всячески препятствовать оказанию медицинской помощи сотрудникам милиции и членам их семей, призывал своих коллег к подобным противоправным действиям».
Это и другие «преступления» Любецкого (участие в по меньшей мере восьми протестных акциях в Минске и написание «неугодных» постов) послужили поводом для срока в 5 лет тюрьмы. А теперь еще и получению статуса «террориста».
Кто еще попал в «черный список» КГБ?
- 50-летний сотрудник Витебской дистанции сигнализации и связи УП «Витебское отделение Беларусской железной дороги» Сергей Коновалов;
- 31-летний Владимир Огиевич, которого осудили на три года колонии за комментарии (дело Зельцера);
- 43-летний Сергей Глебко — «рельсовый партизан», которого задержали за поджог бревен на железнодорожных путях.
- 37-летний Вадим Смирнов: снова «неугодные» комментарии (про российских военных и власти России).
Очередное «медицинское сафари»
В РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии новые чистки. На этот раз КГБ задержал Юлию Жаранкову и Александра Мелешко.
Юлия — врач-гематолог с 12-летним стажем. Она совмещала работу в РНПЦ (на сайте учреждения она указана как соавтор ряда научных разработок) и медицинском центре «Нордин».
Александр — заведующий лабораторией генетических биотехнологий, кандидат биологических наук. У врача 20-летний стаж работы.
Причина?
Оба специалиста состояли в Свободном профсоюзе Беларуси (СПБ): Юлия — как председатель СПБ в РНПЦ детской онкологии, а Александр раньше тоже был членом руководящего органа этой «экстремистской» организации.
Прочие проглатывания
- Задержан известный арт-менеджер, организатор концертов и музыкант Владимир Булавский — прямо перед собственным выступлением.
Друзья Владимира: «Забрали двое сотрудников в штатском, не объясняя причины. Якобы увезли в Витебск».
В тот день, 6 июля, музыкант должен был играть с этногруппой «Гук» в городе Сенно. Напомним, это четвертое задержание Владимира за последние 2 года.
- Предприниматель Александр Садовый.
Александра задержали, вероятно, за «распространение экстремистских материалов». Правда, точной информации пока нет.
- Активист Артём Савицкий.
Силовики нашли Артёма в деревне под Мозырем, куда он уехал «по хозяйственным делам», после чего увезли в город. Уже там по месту жительства провели обыск — кстати, этим занимались сотрудники из Минска.
Известно, что Савицкому дали 7 суток по какому-то административному делу.
Судебный конвейер
- 3 года «домашней химии» присудили Алексею Максюкову — за участие в августовских акциях протеста в 2020 году и якобы препятствию движению транспорта.
- За репост юмористических роликов про Лукашенко — 2 года колонии общего режима.
Такой приговор получил житель Барановичей Игорь Фалейчик. Согласно следствию, «23 марта 2022 года, после просмотра в TikTok видеороликов из фильмов “Иван Васильевич меняет профессию” и “Операция “Ы”…”, он скопировал их и выложил для всеобщего открытого просмотра в своем Instagram».
Все бы ничего — вот только на видео было фото Лукашенко. Как раз во фрагменте с изображением мусоровоза.
- Политзаключенный Денис Граханов, задержанный КГБ на «химии» в феврале, осужден по новому уголовному делу.
Ранее ему дали полтора года «химии» за надпись «Не забудем» возле «Пушкинской» в Минске. А на днях «суд» приговорил Граханова к одному году и семи месяцам лишения свободы с учетом ранее не отбытого наказания.
И, наконец, немногочисленные хорошие новости
- Политзаключенный Олег Букас вышел на свободу после полного отбытия срока заключения.
Напомним, Олега задержали в августе 2020-го вместе с отцом, после чего осудили за якобы «насилие в отношении сотрудников милиции». За это младший Букас получил два года тюрьмы, а его отец — четыре (их перевели в «закрытое» учреждение).
- 24-летний политзаключенный Егор Храменя вышел на свободу — тоже после полного отбытия срока.
Ранее Храмене дали 2 года колонии общего режима за то, что тот «ударил милиционера в голову и распылил в его сторону перцовый газ». Как утверждает следствие, потерпевший получил ожог сетчатки глаза.
А мы напоминаем, что оперативно сообщить о задержании, обыске, вызове «на беседу» можно (и нужно!) в телеграм-бот @viasna_bot. Сообщить о задержании и получить бесплатную юридическую консультацию здесь — @ViasnaSOS, @SosViasna.
Продолжаем мониторить беспредел и изо всех сил верить в лучшее.
Источники: ПЦ «Вясна»; belsat.eu; «Позірк. Навіны пра Беларусь», BPN.
Фото: политзаключенные в Беларуси / prsa.pl