Нелегитимные власти определили компании с иностранным капиталом, владельцам которых запрещено продавать свой бизнес. В перечень вошли около 190 компаний. Наложенные ограничения были введены для «защиты интересов РБ». В список попали не все компании с иностранным капиталом, а лишь те, в которых «власти» почему-то сомневаются.
В списке оказались — «Евроопт», «Хенкель» «Лидское пиво», «21vek.by», EPAM Systems и другие. Акционеры некоторых компаний заявляли о продаже беларусских активов после начала войны в Украине, а некоторые (например, Wargaming) даже успели продать свою долю до вступления постановления. В список также вошла компания «кошельков режима» сербских братьев Каричей «Дана Астра», которая в 2020 году оказалась под санкциями.
Компании, заявившие об уходе с рынка
После начала войны совет директоров финской Olvi plc, которой принадлежит 96,4% акций «Лидского пива», заявил о приостановке инвестиций в Беларусь и своем уходе с беларусского рынка. Руководство финской компании заявило, что для продажи активов понадобится время и поиск потенциальных покупателей может затянуться примерно на год. Бизнесмены отметили, что уход с беларусского рынка снизит продажи компании на треть.
В список попал заявивший об уходе из Беларуси литовский концерн VMG, который изготавливает комплектующие для IKEA. Концерн приостановил работу заводов в Беларуси в марте, а в начале лета было объявлено об уходе с беларусского рынка. Тогда руководство компании заявило, что решение о продаже беларусских активов не принято.
Введенное постановление блокирует операции с акциями иностранных инвесторов, попавших в перечень Совмина, теперь иностранные компании уйти с беларусского рынка не смогут.
Государственные предприятия в списке
Опубликованный список раскрывает интересные подробности о государственных предприятиях, у которых, как оказалось, инвесторы зарегистрированы в офшорных юрисдикциях, например на Кипре или Британских Виргинских Островах.
В перечень попало два «национализированных» предприятия — «Коммунарка» и «Спартак». Десять лет назад оба предприятия подверглись рейдерскому захвату режимом Лукашенко. Диктатор сокрушался, что столь успешное предприятие принадлежит Марату Новикову, беларусу с американским гражданством, а должно принадлежать государству. В итоге предприятия «отжали», однако «успех» такой национализации показательный — прибыль «Коммунарки» за 10 лет упала в 3 раза, а «Спартака» — в 7 раз.
Обнародованный перечень раскрыл интересные подробности о «национализированных» шоколадных фабриках. Оказывается, доля в государственной «национализированной» «Коммунарке» принадлежит владельцам с США и Кипра, а активы «Спартака» зарегистрированы в офшорной юрисдикции — Британских Виргинских Островах.
На Британских Виргинских Островах оказался зарегистрирован и инвестор убыточного Светлогорского целлюлозно-картонного комбината (СЦКК). На инвестпроекты в СЦКК государство потратило около миллиарда долларов, но из долгов оно выйти так и не смогло. Предприятие даже было вынуждено заложить часть имущества и товаров, чтобы разобраться с кредитами. Всего на 2020 год у предприятия набралось долгов примерно на 2 млрд рублей. С тех пор они только увеличились, ведь государство не поскупилось и выделило еще один кредит.
Кто не вошел в список?
В списке оказались далеко не все компании с иностранным капиталом. По данным Белстата, в 2021 году в Беларуси насчитывалось около 6 тысяч компаний с иностранным капиталом. Более трети из них — российские инвесторы. Однако большая часть компаний с иностранным капиталом принадлежат бизнесменам из «недружественных» стран — Литва, Польша, Германия, Кипр, Украина, Великобритания и др.
Перечень оказался довольно избирательный, например, в нем не оказалось компаний с австрийским капиталом, таких как «Приорбанк» или Kronospan. Однако крупная подконтрольная австрийским инвесторам «Хенкель Баутехник» (Henkel) все же оказалась в списке.
Также в перечень не был включен мобильный оператор А1, принадлежащий австрийской А1 Telekom Austria Group. Любопытно, что в декабре прошлого Лукашенко приказал «принять самые жесткие меры» в отношении компании, а пропагандисты призывали «национализировать активы» мобильного оператора и даже признать А1 «компанией-террористом».
Конечно, список может корректироваться и изменяться так, как это угодно режиму. Однако принцип, по которому включали компании в перечень, не совсем понятен. Ведь в нем оказались не только иностранные инвесторы, которые хотели избавиться от беларусских активов, но и «кошельки» Лукашенко, а также государственные компании, имеющие офшорные активы. Возможно, Лукашенко боится потерять доход, поступающий в его собственный карман? Об этом можно лишь догадываться, однако мера не кажется эффективной, поскольку иностранному бизнесу вряд ли удалось бы найти покупателей на беларусские активы в столь неблагоприятной для бизнеса обстановке.
Фото Unsplash / Reiseuhu