В конце июня Лукашенко собрался расплачиваться по еврооблигациям рублями, а не валютой. И такого в истории нашей страны еще не было. После выходок диктатора рейтинговое агентство Fitch заявило, что объявит Беларуси дефолт. Последний день, когда его можно было избежать — 13 июля, и прошло уже двое суток. Так что теперь? Мы умрем? Давайте разбираться.
Евробонды — это
Это когда можно взять в долг на международном рынке. А деньги — облигации, которые выпускаются в иностранной валюте. Они не привязаны к евро — приставка сохранилась чисто исторически, так как само понятие изобрели в Европе.
Причем задолжать миру могут не только страны, но и отдельные компании. Деньги, естественно, даются под процент. Чем выше риски для инвесторов, тем больше купон.
Беларусь залетела в игру в 2010 году и сходу взяла в долг 1 миллиард долларов. Тогда Лукашенко согласился вернуть деньги с 9% ставкой, и Министерство финансов красиво назвало такое действие «имиджевым проектом».
Зачем евробонды, если можно одолжить у Путина или Китая?
Евробонды — про здесь и сейчас, как у лучших друзей. Вам не нужно отчитываться за траты и вернуть сумму нужно только в конце срока.
Россия же выдвигает свои условия. А если брать деньги у Китая, то взамен он просит покупать китайские товары и оплачивать услуги специалистов из КНР.
Если было много денег, почему сейчас их нет?
Министерство финансов сообщило, что проблемы начались в феврале 2022 года. Тогда все, кто вложился в еврооблигации, не получили выплаты. И схема была такая:
- Минфин перечислял деньги платежному агенту Citibank,
- Агент передавал деньги клиринговым системам (просто посредники),
- Дальше деньги шли к инвесторам.
Бум! Санкции! Цепочка нарушилась, Citibank попытались заменить «Беларусбанком», но безуспешно. Нужно искать более адекватную замену.
Сколько должна Беларусь?
Сейчас в обращении ходят пять выпусков беларусских евробондов (номинированы в долларах) на сумму свыше 3 миллиардов «зеленых». А в начале лета весь внешний долг Беларуси составил 18,4 миллиарда.
Одну из крупных выплат нужно перечислять в конце февраля 2023 года, а это 800 млн долларов. И вот почему Лукашенко запаниковал.
Можно платить в рублях?
Так как выплаты не доходят инвесторам, Минфин говорит, что можно. В рейтинговом агентстве не согласны — это противоречит документации по облигациям. В бумагах сказано, что в рублях деньги переводить нельзя.
Если Беларусь не заплатила инвесторам, то обязательства не выполнены.
Это дефолт?
Странно, но нет. О дефолте может объявить сама страна или международные рейтинговые агентства. Сейчас у Беларуси есть 15-дневный грейс-период. Это значит, что режиму дали шанс заплатить в валюте. Если этого не произойдет, Fitch обзовет Беларусь дефолтной.
Минфин говорит, что позиция агентства — субъективная. Мол, они могут платить, но нет способов.
Что случится с евробондами?
Сейчас они составляют всего 20% от номинала — это мало. У Минфина есть два варианта — предложить обменять облигации на новые, по которым будут платить в рублях, или выкупить их. Но во втором случае размер дисконта будет большим.
Еще один выход из ситуации — работы с Минфином без банка-агента, то есть напрямую.