Чиновники продолжают усложнять жизнь беларусских школьников. Одних изменений в Кодекс об образовании оказалось недостаточно, поэтому решили внести и другие новшества — обязательную школьную форму, гимны на переменах и военно-патриотическое воспитание. Какие цели преследует режим и получится ли реализовать задуманное? Разбираются эксперты.
Год назад Лукашенко четко дал понять — образование будет реформироваться так, как угодно режиму, заявив: «Школа не может быть вне политики, но политика там должна быть только одна — государственная». За год чиновники реформировали систему под себя, делая акцент не на качестве образования, а на государственной идеологии. Для начала исключили из школьной программы произведения Солженицына и Алексиевич, после ввели уроки военно-патриотического воспитания, позже взялись и за Кодекс об образовании.
Для воспитания идеологически «правильных» граждан этого оказалось недостаточно, поэтому недавно за реформу образования взялась Генпрокуратура. Ведомство внесло свою лепту — предложило обязать школьников слушать гимн на переменах, а также ввести обязательную школьную форму. Минобразования такую идею одобрило, правда, некоторые учебные заведения к поручению отнеслись слишком серьезно и в обязательную школьную форму добавили свои новшества: для мальчиков галстуки, а для девочек — косынки. Однако школа — не прокуратура или армия, и дети не должны подчиняться наказам военных чиновников.
«Старание проникнуть в будничные процессы можно назвать “судорогой власти”»
Особое внимание к закручиванию гаек в школах и вузах — совершенно симптоматично и очень показательно, считает представительница Светланы Тихановской по вопросам образования и науки, профессорка ЕГУ Татьяна Щитцова.
«Эта установка на то, чтобы все контролировать, например, новые инструкции для классных руководителей — это стремление контролировать до самого конца все процессы в школах и вузах. Это можно назвать “судорогой власти” — старание проникнуть в будничные, повседневные процессы, которые должны в более живом ключе разворачиваться в школах или вузах. Невозможно все жестко регламентировать, но то, что власть берет такую установку — это говорит о том, что остается такой латентный перманентный страх, страх утратить контроль», – комментирует Татьяна Щитцова.
Экспертка полагает, что старания режима и желание контролировать воспитание молодых беларусов вряд ли помогут вырастить поколение «лукашистов», ведь воспитание в семье, общение со сверстниками и наличие социальных сетей и интернета позволяют воспрепятствовать намерению «властей».
«Режиму нечем гордиться». Какую идеологию пытаются навязать школьникам?
Поскольку идеологии как таковой у режима нет, то упор делается на подавление любых проявлений свободы и индивидуальности, чтобы воспитать «послушных» себе граждан. Эксперт в сфере образования Андрей Лаврухин считает, что нововведения в образовании направлены не только на поддержание действующей политической системы, но и для поддержки культа личности Лукашенко.«Нечем гордиться, нет идей, нет понимания как выстраивать и наполнять контент, связанный с гражданской и даже государственной идентичностью. Там, конечно, выступает в роли такого универсального ключа личность Лукашенко, а понимание самого государства — личностно-центрированное», – объясняет Лаврухин.
Обложка: Белта