Раскола в рядах демократических сил нет, социолог Геннадий Коршунов разбирается, что происходит в рядах демсил сейчас, политик Александр Милинкевич,  в свою очередь, рассматривает ошибки «старой» оппозиции, которые нельзя больше допускать, чтобы реального раскола не произошло. Приводим их мнения.  

Дискуссии и противоречия — это не раскол, а нормальные демократические процессы, считает Геннадий Коршунов. Ведь раскол — это не споры и дискуссии, а катастрофическое последствие некоторого события, что качественно меняет систему, в рамках которой это событие произошло. В качестве примера социолог приводит церковный раскол, когда бывшая единая церковь выбирает разные способы креститься.

Среди демократических сил подобных событий не было, со стратегической точки зрения, все демократические институты остаются в едином ценностном русле. Социолог задается несколькими простыми вопросами, которые проливают свет на события, происходящие в кругах оппозиции.

«Про раскол в оппозиционно-демократических рядах — у меня всего пара-тройка простых вопросов. Кто от кого откололся? Кто-то из отколовшихся призывает отказаться от базовых требований 2020 года? Кто-то выступает с идеей “перевернуть страницу”? Кто-то встал на сторону режима? Вроде нет», – констатирует Коршунов.

«Тишина, порядочек и единодушие — прерогатива авторитаризма»

Среди демсил действительно есть противоречия в тактике достижения единых целей, но разногласия в стратегии — нормальные процессы, подчеркивает социолог. Ведь политика в демократической стране отличается как раз «скандалами, интригами и расследованиями». А тишина, порядочек и умилительное единодушие — это прерогатива авторитарных и тоталитарных сообществ.

Ротацию проводить можно сколько угодно, но руководить по очереди все не могут

Постоянные разборки в политической среде — это норма для всего мира, а не только для беларусской оппозиции. Споры в рядах демократических сил в Беларуси были всегда: к выборам 2010 оппозиция пришла раздробленной, в 2015 году многим кандидатам не удалось даже приступить к кампании, в 2020 году «старая» оппозиция разругалась еще во время праймериз. 

Параллель в данном случае напрашивается одна — выборы 2006 года. Когда в качестве единого кандидата от оппозиции на Конгрессе демсил была выбрана кандидатура Александра Милинкевича. Правда, и в этом случае он не был единым, кроме него, на выборах оппозицию представлял еще один кандидат — Александр Козулин. Спустя год после выборов 2006 года Милинкевича свергли с поста единого лидера демократических сил.

Александр Милинкевич. Фото: Еврорадио

В недавнем эфире «Еврорадио», Александр Милинкевич провел параллели нынешних и прежних процессов в рядах демсил и рассказал, какие ошибки нельзя допустить в этот раз.  

«После выборов я оставался лидером объединенной оппозиции больше года. В начале все говорили, что работаем вместе, но уже через несколько месяцев часть людей с коалиции демократических сил, после поездки в Москву, стали говорить: “Знаешь Александр, ты хороший дядька, но сейчас не ты лидер, а все мы лидеры”. Вам не напоминает это сегодняшнюю ситуацию?», – задается вопросом Александр Милинкевич.  

Политик поясняет, что все имеют право быть лидерами, особенно, когда они являются руководителями партий. Можно делать ротацию лидеров сколько угодно, единственное чего нельзя делать — переходить на принцип, когда все по очереди будут руководить. Свою позицию Милинкевич объясняет просто:«Для диктатуры это не годится, это годится для Европарламента. И если начали раскручивать человека, и он не провалил дело, тогда нужно дальше его поддерживать», – говорит Милинкевич.

Обложка: пресс-служба Светланы Тихановской

Ранее

СК расследует уголовные дела «Газпром трансгаз Беларусь» и БелЖД. Что известно?

Далее

Маланка музыкальная: свежая порция релизов от беларусов

Читайте далее