Оруэлл с Замятиным нервно курят: недавно во Дворце на полном серьезе предложили «вести речь о десакрализации концепции прав человека в международных отношениях как утопии, которую невозможно реализовать на практике».
И если вам кажется, что правовой дефолт — это дно, МИД еще раз доказал, что режим категориями дна не пользуется.
Потому что на этот раз «власти» заявили о желании выйти из международного соглашения по подаче жалоб в ООН о нарушении прав человека, пишет «Новый час».
С чего бы? Очевидно, Беларусь не хочет, чтобы ее граждане жаловались в ООН на пытки и насилие. А вот как все объяснили «официальные»:
«Концепция прав человека — утопия, не поддающаяся реализации на практике». Это слова замглавы МИДа Беларуси Юрия Амбразевича.
Амбразевич считает, что «страны, которые причисляют себя к либеральным демократиям, уверяют, что именно их взгляд на права человека является единственно верным». Беларусь же, по его словам, отстаивает «собственную точку зрения».
Что это за «точка зрения», думаем, объяснять не надо
Законопроект от правительства поступил в парламент 5 июля. Сейчас он на рассмотрении постоянной комиссии по правам человека (вернее, у макета комиссии по правам человека), национальным отношениям и средствам массовой информации.
Справка: Первый Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах — это международный договор, устанавливающий механизм подачи индивидуальных жалоб в Организацию Объединенных Наций в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Согласно договору, страны-участницы протокола соглашаются признать компетенцию Комитета ООН по правам человека рассматривать жалобы лиц, утверждающих, что их права были нарушены. Беларусь ратифицировала его 19 января 1992 года. Сам протокол был принят в 1966 году. Договор подписали 35 стран и 116 государств-членов.
«В Беларуси, как и во многих странах, есть права человека, которые соблюдаются — и наоборот. Вопрос в том, что, когда права человека нарушаются, должен быть какой-то механизм восстановления в правах, соблюдения, защиты этих прав. Самое большое “подхрамывание” Беларуси происходит именно на стадии защиты», – отметила в стриме «Маланки» юристка Кристина Рихтер.
Пока Беларусь — (все еще) подписантка подобных договоров и власти обязаны защищать права человека, можно было сделать так:
«Если какое-то право человека нарушено, его сначала защищают на национальном уровне (очевидно, в беларусских реалиях это не работает), а затем на международном. К примеру, если мы говорим о пакте о гражданских и политических правах, есть комитет по правам человека ООН, куда можно обратиться с индивидуальным обращением, и это дело будет рассматриваться на уровне этого комитета», – сказала юрист.
Так вот сейчас Беларусь собирается стать «отписанткой». Если это произойдет, беларусы не смогут подавать индивидуальные жалобы в ООН.
«Я считаю, что последствия — изоляция страны в своем представлении о концепции прав человека в принципе: об их соблюдении, реализации, защите. В конечном итоге, если говорить про простого человека, его права будут не только никак не защищены, но и в принципе не будут никак реализованы», – считает юристка.
За всю историю «отписантов» протокола было всего два — Ямайка и Тринидад и Тобаго. Короче говоря, у Беларуси намечаются новые «друзья» наравне с Зимбабве.
Как же сейчас будет выглядеть «защита» прав?
«До этого упоминался добровольный национальный обзор в Нью-Йорке, где мы представили свой альтернативный гражданский обзор на цели устойчивого развития. Вот то же самое, что и предлагает сейчас господин Амбразевич. И суть предложения состоит в том, чтобы добровольно красиво отчитаться так, как это сделала представительница режима в Нью-Йорке: с видео, красивой музыкой и так далее», – рассказала Кристина.
…А потом получить какие-то комментарии — только без последствий, рекомендаций, осуждений и даже «выражений глубокой обеспокоенности». То есть, если все пойдет по плану режима, власти смогут официально ссылаться на «у нас есть свои внутренние дела, мы трактуем международные обязательства так, как мы хотим, сами разберемся и вообще — что вы нам сделаете».
Фото: плакаты на беларусских протестах / tut.by