Эксперт «Центра новых идей» Геннадий Коршунов проанализировал, как и насколько сильно режим влияет на беларусов. Базой для анализа является исследование ЦНИ и «Народного опроса», которое они провели в августе 2022 года. Рассказываем о главном.
19 августа в телеграм-канале «Списки задержанных» сообщили о том, что за два года в Минске задержали 34 тысячи человек. И это только административные задержания. К ним нужно добавить уголовное преследование, увольнения и психологическое давление на людей.
«Нужно понимать простую вещь: когда в репрессивные жернова режима попадает один человек, то страдает вся его семья, его родственники и друзья. Более того, информация об аресте или ином виде воздействия на человека расходится и шире, психологически затрагивая его коллег и просто знакомых».
«Центр новых идей» и «Народный опрос» делали исследование протестной части беларусов. Они опросили 2648 человек.
Физическое насилие
Это резиновые дубинки, слезоточивый газ, светошумовые гранаты, водометы во время разгона маршей и др. Их применяли в отношении 20% опрошенных.
16% указали, что насилие применялось в отношении их семьи. 32% рассказали о насилии над друзьями, 74% — над коллегами. Только 8% не подвергались физическому насилию. 15% отказались отвечать на вопрос.
Травма свидетеля
Травма свидетеля — ситуация, в которой степень травматического воздействия насилия увеличивается, когда человек видит его своими глазами. Это случилось с 50% опрошенных.
Задержания
- Задержания без оформления (задержали и спустя время выпустили) пережили 7% опрошенных. 50% рассказали, что так было с их знакомыми.
- Со штрафами также столкнулись 7%. 24% указали, что штраф давали членам их семьи или друзьям. 69% рассказали, что штрафы выплачивали их коллеги.
- На «сутки» попадали 5% опрошенных. 23% отмечают, что такой опыт переживали их близкие. У 70% опрошенных на «сутках» сидели коллеги.
- На момент опроса у 6% респондентов в местах заключения находился кто-то из членов семьи или друзей. У 32% — знакомые или коллеги.
Настоящий масштаб репрессий мы узнаем только после падения режима. Но уже сейчас ясно, что репрессии коснулись практически каждого протестно настроенного беларуса.
«Самые очевидные результаты репрессий сейчас можно наблюдать по масштабу миграции из Беларуси, а также на бирже труда, где открытые вакансии, например, на врачей и педагогов исчисляются сотнями и тысячами. Про релокацию айтишников можно и не упоминать».