За последние пару месяцев число арестованных за желание помочь Украине беларусов тревожно выросло — и задерживают уже даже не за пацифики. Сейчас «в моде» уголовные дела на потенциальных (и не очень) беларусских добровольцев, желающих уехать на фронт (или подумавших об этом). 

Вы, наверное, удивитесь (нет), но наемники со стороны агрессора тем временем преспокойно приезжают в Беларусь, мало того — пытаются вербовать новичков в регионах, а бойцы «ЧВК Вагнера» и вовсе тренируют беларусских силовиков для «украинской командировки». 

А что же беларусское законодательство?

Можно ли законно стать добровольцем и какое наказание ждет наемника? Об этом и о многом другом «Маланке» рассказал юрист Народного Антикризисного Управления Артём Проскалович.

Артем Проскалович

«В Уголовном кодексе изначально существовала статья, предусматривающая ответственность за наемничество (это когда человек участвует в боевых действиях на территории другой страны за вознаграждение). В принципе, это нормальная практика для большинства стран мира, чтобы предотвратить возникновение, например, “ЧВК Вагнера” и других подобных формирований, которые создаются из профессиональных убийц, ”солдатов удачи”, воюющих по всему миру и таким образом зарабатываюющих деньги. Им абсолютно все равно, куда стрелять и кого убивать».

«Если человек с беларусским гражданством и, например, грузинскими корнями вдруг узнает, что в его стране началась война, то это абсолютно нормально, чтобы он поехал защищать интересы страны, которую он считает родиной. Поэтому в УК большинства стран нет запрета на участие в боевых действиях в том случае, если человек за это не получает материального вознаграждения»

А у нас?

В Беларуси все изменилось из-за украинских событий 2014-го. Тогда много беларусов поехали защищать интересы Украины в войне на Донбассе. 

Но были и те, кто воевал на стороне Д/ЛНР.

«Тогда ввели соответствующие статьи, предусматривающие уголовную ответственность за сам факт участия в военных формированиях на территории другой страны без уполномочивачия со стороны Республики Беларусь».

Риторический вопрос: зачем?

«Для обеспечения безопасности режима Лукашенко. Потому что силовики увидели опасность в том, что люди, имеющие военный опыт и протестный потенциал (ведь не ехали туда люди случайные, ехали люди с позицией, которые понимали, что происходит) вернутся в Беларусь и захотят реализовать свои навыки и умения здесь. Так что официально звучала позиция против проникновения оружия, боевиков, каких-то “организованных бандитских группировок” в Беларуси, но на самом деле все-таки на 90% это был страх за судьбу самой структуры режима».

Бойцы ТГ «Беларусь». Фото: БЕЛСАТ

Сейчас к ответственности можно привлечь просто за сам факт участия в формировании. И неважно, получали вы вознаграждение или нет.

«Кстати в тот период та же “Советская Белоруссия” пробовала освещать эти события, приводя якобы независимые примеры как тех, кто воевал на стороне ВСУ, так и воевавших на стороне Д/ЛНР. При этом последние говорили, что ехали прежде всего за деньгами, а вот беларусы в составе Вооруженных сил Украины на вознаграждение выходили уже потом и отмечали в показаниях, что их основная мотивация — сражаться за независимость Украины, за справедливость, за мир. Материальный стимул там был не на первом месте».

Ответственность за «мыслепреступление»: расширение тенденций

Очевидно, сегодня для получения уголовки уже даже «участвовать» не обязательно — достаточно просто подумать.

«По всем статьям УК, которые, с точки зрения нелегитимных властей, связаны с какой-нибудь”экстремистской деятельностью” и протестной активностью, режим все активнее привлекает к ответственности за попытку совершить преступление: будь то “террористический акт” или, как сейчас людей часто задерживают за намерение вступить в ВСУ».

При этом, по словам Проскаловича, к ответственности в данном случае привлекают по той же статье, что и за законченное «преступление».

«Поэтому в этом случае могут дать до 5 лет лишения свободы (и это при отсутствии материальной составляющей)»

Рубрика «иногда не до законов»:

«Из тех примеров, которые мне удалось отследить, видно: режим настолько боится, что к уголовной ответственности привлекают/ пробуют привлечь даже того, кто просто пьяный в электричке кричал, что поедет воевать в Украину. Привлекают тех, кто не собирается, не проходит тренировки, не покупает камуфляж, не смотрит тематические ролики, не пишет в чат-бот». 

«Это просто смешно, потому что в других обстоятельствах уголовное дело бы просто-напросто прекратили бы за неимением состава преступления»

Словом, режим сейчас компульсивно перестраховывается, так что «уголовку» могут схватить совсем случайные люди. 

А как перестраховаться нам?

«Пока находитесь в Беларуси, не предпринимайте никаких действий, чтобы получить дополнительную информацию или выказать желание присоединиться к полку Калиновского, “Погоне” и другим формированиям ВСУ. Лучше сперва покинуть территорию Беларуси, а потом уже искать возможность присоединиться к добровольческим отрядам».

Юрист отметил, что это защитит потенциального добровольца в случае, если с ним на связь выйдет сотрудник ГУБОПиКа, прикидывающийся представителем калиновцев (а это не редкость в последнее время). Нахождение за границей дает запас времени, чтобы сориентироваться, не постучались ли к вам по месту жительства. 

«Официальные, реальные каналы связи с представителями беларусских добровольцев, воюющих в Украине, известны всем. Но лучше сто раз перепроверить, верифицировать через другие инициативы, политические штабы, действительно ли человек выходит на связь с корректными контактами до того, как выказывать намерение»

Фото: беларусские добровольцы в Украине / facebook.com/belwarriors

Ранее

«Армия предала народ»: о чем новое расследование BYPOL?

Далее

Новости регионов: торнадо под Минском и покушение на ребенка

Читайте далее