Беларусский бизнесмен Николай Воробей под санкциями с декабря 2020 года. Воробей известен как «нефтяной кошелек» Лукашенко, за что и попал в санкционные списки. Как выяснил «Беларусский расследовательский центр» совместно с австрийским изданием Dossier, в Австрии его семья владеет люксовым имуществом и имеет связи с местными элитами. Кратко пересказываем главное, полное расследование тут.
Наиболее заметный актив — шале в регионе Каринтия на юге Австрии. К резиденции площадью в 300 квадратов прилагается участок в 19 тысяч квадратных метров, с лугами, лесами и садами. Принадлежит это имущество фирме Power Chemical Trading, ей владеет дочь Николая Воробья — Катерина Смушкович. Имущество она получила от отца, а ему оно досталось от Максимилиана- Кристофа фон Габсбург-Лотарингского, потомка одной из ветвей императорского рода Австро-Венгрии.
Шале и австрийские земли, которые записаны на компанию Power Chemical Trading, Катерине Смушкович достались от отца. Как видно по документам, основная функция фирмы — владение домом и его обслуживание. В финансовом отчете за 2020 год зафиксирован чистый убыток в 1,5 миллиона евро.
Кроме шале в Каринтии, семья Воробья владеет квартирами в австрийской столице. Супруге бизнесмена Тамаре Воробей принадлежит квартира в Вене за 3,7 млн евро, а дочери Катерине — апартаменты за 3 млн евро. При этом годовая зарплата жены Воробья в год покупки квартиры составляла 35 тысяч долларов. Как отмечают расследователи, супруга является совладелицей компании «Интерсервис», и в то время фирма успела хорошо заработать на «серых» схемах реэкспорта нефтепродуктов.
Знакомства в высшем свете: афера на миллиарды и шпионские игры
Максимилиан-Кристоф фон Габсбург-Лотарингский, от которого семейству Воробья досталась фирма с шале и угодьями, оказался давним партнером Воробья. Тесные связи беларусского бизнесмена и потомка императорского рода доказывают совместные перелеты из Евросоюза в Беларусь и обратно.
Максимилиан Габсбург-Лотарингский работал в австрийских банках Privatbank и Liechtensteine Landesbank (Österreich) AG, а теперь владеет элитной австрийской винодельческой компанией Weingut Habsburg и компанией Habsburg Solutions, которая предлагает различные услуги частным компаниям и лицам, в том числе и сделки с недвижимостью. С 2020 года он руководит «Австрийско-российским обществом дружбы», которое занимается посредничеством в бизнес-контактах между бизнесменами этих стран. По сообщениям австрийской прессы, это общество и, в частности Штерманн, могли иметь отношение к одному из самых разыскиваемых подозреваемых аферистов Европы — Яну Марсалеку. Марсалек — бизнесмен, который стал известен в Германии за обладание формулой «Новичка» и своими связями со спецслужбами других стран.
Согласно расследованию центра «Досье», Марсалек покинул Вену через Минск, а российские спецслужбы на границе с Беларусью выдали ему паспорт на новое имя. После скандала главой «Австрийско-российского общества дружбы» стал приятель Воробья — Максимилиан Габсбург-Лотарингский. Расследователи поинтересовались у Воробья, распространялись ли его связи через Габсбурга на Штерманна и Марсалека. Однако ни на звонки, ни на запросы он не ответил.
Несмотря на то, что семья Воробья смогла избежать заморозки австрийской недвижимости, как показывает практика, после расследования «Беларусского расследовательского центра» у них могут возникнуть неприятности с местными властями. Так, благодаря совместному расследованию БРЦ и The Guardian об имуществе Михаила Гуцериева в Лондоне, активы и недвижимость «кошелька» Лукашенко заморозили, а также распространили санкции на его сына.
Фото обложки: Николай Воробей. Фото: TUT.BY