По-прежнему неясно, ждать ли амнистию в Беларуси. Заявленного освобождения заключенных не произошло ни к приуроченной дате, ни спустя месяц после его анонса.  Рассказываем, что известно о проекте амнистии на данный момент и кто уже оказался на свободе.

Пока освобождение заключенных ограничивается лишь разговорами. Дата, к которой приурочили амнистию, давно прошла, а законопроект так и не поступил в Палату представителей. Известно, что списки тех, кто попадает под амнистию, планируют рассмотреть на заседании специальной комиссии с участием «нормальной оппозиции».

Как стало известно «Нашай Ніве», в числе «нормальной оппозиции» оказалась экс-кандидат в президенты и бывший депутат Анна Канопацкая. К работе по освобождению заключенных Канопацкая присоединилась по собственной инициативе. Политик поставила перед собой цель «освободить людей, попавших в тюрьму за оппозиционные убеждения», но на либерализацию Канопацкая советует не рассчитывать. Позиция стран Запада или признание человека политзаключенным никак не повлияет на список подпадающих под амнистию. Она также добавила, что амнистия начнет действовать только после подписания закона, а на данном этапе бывший депутат проводит встречи и консультации с представителями западного дипломатического корпуса по этому вопросу.

Лукашенко выжидает подходящего момента для политического торга?

Недавно Лукашенко прокомментировал возможность политического торга в обмен на снятие санкций, заявив, что «не торгуется людьми» и якобы никогда этого не делал, при этом не исключил, что «можно пойти на какой-то компромисс».

Политологи не исключают, что Лукашенко выжидает удобного момента для торга со странами Запада, однако сомневаются, что привычная для диктатора схема сработает и в этот раз. Евросоюз тоже не считает возможным ослабление санкций в обмен на освобождение политзаключенных. Официальный представитель ЕС по внешнеполитическим вопросам Петер Стано в интервью DW напомнил, что Евросоюз выступает за освобождение всех политических заключенных, а восемь тысяч — это не все, кто был задержан из-за репрессий. Речи об ослаблении санкций идти не может, потому что пока в Брюсселе видят лишь заявления об амнистии, но действия говорят о продолжении репрессий. По его словам, задержание в Минске дипломата ЕС Эвелины Шульц и одновременные разговоры об амнистии «хорошо показывают сущность беларусского режима».

«С одной стороны, говорят об амнистии, с другой — проходят политические процессы за закрытыми дверями. А затем они осмеливаются на недопустимый и очень опасный шаг по задержанию дипломата», – говорит Стано.

Освобождения по помилованию и амнистия Юрия Чижа

Тем не менее некоторых заключенных уже выпустили на свободу по амнистии, например, некогда приближенный к Лукашенко бизнесмен Юрий Чиж. Несколько политзаключенных тоже вышли на волю: пенсионерка Галина Михальчук (точные причины освобождения женщины до сих пор неизвестны) и журналист «Радыё Свабоды» Олег Груздилович. Однако, вопреки расхожим суждениям, мужчину выпустили не по амнистии, а по прошению о помиловании.

Ранее

Кринжи недели: дети на страже режима и новый бомбер Лукашенко

Далее

«Это будет не просто». Насколько болезненным будет дистанцирование Беларуси от России?

Читайте далее