Принудительная посадка самолета Ryanair, в котором летел Роман Протасевич и София Сапега, была совершена по приказу сотрудника КГБ и главы «Белаэронавигации», об этом стало известно из показаний диспетчера минского аэропорта. Издание Politico опубликовало подробности допроса диспетчера аэропорта, предположительно, Олега Галегова, который летом 2021 года сбежал в Польшу. Рассказываем подробности.

В публикации Politico представлены дополнительные подробности из показаний диспетчера. Он вспоминает, что двое мужчин вошли в диспетчерскую примерно через полчаса после начала смены. Один из них — директор «Белаэронавигации» Леонид Чуро, а второй — сотрудник КГБ. Они сообщили диспетчеру о предполагаемой угрозе взрыва бомбы на борту Ryanair, который собирается войти в воздушное пространство Беларуси, и приказали не информировать об этом Львовский центр управления в Украине.

В качестве доказательств диспетчер привел записи диктофона, сделанные в диспетчерской. Исходя из записи, диспетчер репетировал сообщение о минировании самолета, которое должен был передать пилотам рейса Афины-Вильнюс. После переданного сообщения о предполагаемой бомбе на борту пилоты уточнили код угрозы — зеленый, желтый или красный. Один из них ответил: «Ну пусть будет красный, красный».

Через неделю после принудительной посадки самолета замначальника «Белаэронавигации» приказывает внести некоторые «корректировки» в свои отчеты об инцидентах, соответствующая запись разговора есть в распоряжении Politico.

Напомним, в январе 2022 года в США открыли дело об акте воздушного пиратства в отношении генерального директора «Белаэронавигации» Леонида Чуро, его заместителя Олега Казючица, а также двух неназванных сотрудникам КГБ.

Расследование ICAO подтвердило: сообщение о минировании было ложным

В июле Международная организация гражданской авиации (ICAO) предоставила окончательный отчет по расследованию принудительной посадки рейса Ryanair Афины-Вильнюс, на борту которого находились Протасевич и Сапега.

Расшифровка аудиозаписи диспетчера и интервью с ним показало, что угроза взрыва бомбы была заведомо ложной и ставила под угрозу безопасность пассажиров. Запись переговоров из диспетчерской доказывает, что кроме самого диспетчера и его начальника, в помещении присутствовал еще один человек, личность которого неизвестна. «Угроза была доведена до сведения летного экипажа по указанию высокопоставленных правительственных чиновников Беларуси», – говорится в отчете.

Нелегитимные власти все отрицают

Реакция беларусских чиновников довольно предсказуема, Лукашенко назвал отчет ICAO «фальсификацией», а нелегитимный МИД в отчете нашел «фейки». Свои преступления нелегитимные власти попытались оправдать пробелами и несостыковками в расследовании, например, запись из диспетчерской они назвали «фейком», потому что «смартфоны проносить в диспетчерский пункт нельзя».

Позицию так называемых властей чиновники попытались донести до ООН. На встрече генсека ООН Антонио Гутерриша и постоянного представителя Беларуси при ООН Вадима Рыбакова последний говорил о «политически ангажированных выводах» в отчете ICAO.

В сентябре состоялось заседание, на котором рассматривался доклад, однако Канада не дала визы беларусским чиновникам. По мнению главы нелегитимного МИД Владимира Макея, отказ в выдаче виз свидетельствует «о явно сфабрикованных вещах, сфабрикованных документах, сфабрикованном докладе».

Ранее

Ноч (не)расстраляных. Чаго чакаць на гэтым тыдні?

Далее

Налоговая взялась за беларусов, чьи расходы превышают доходы

Читайте далее