Зачем ЕС инвестировать свои ресурсы в разрешение кажущегося безнадежным кейса Беларуси? Политический аналитик Павел Слюнькин рассуждает о том, должна ли Европа помогать беларусам и что мы можем предложить ей взамен.

В беларусских оппозиционных кругах долгие годы жили два мифа о необходимых условиях для падения режима Лукашенко — единовременный выход на улицы Минска более 100 тыс. протестующих и введение Европейским союзом санкций на импорт нефтепродуктов из Беларуси. Однако режим Лукашенко по-прежнему находится у власти.

Отсутствие политических изменений под давлением санкций отнюдь не означает, что прогресс был бы гарантирован, согласись ЕС и режим Лукашенко сесть за стол переговоров. Более того, сама потенциальная повестка переговоров выглядит на данный момент крайне узкой либо и вовсе отсутствует.

Пока Беларусь вовлечена в военные действия против Украины, со стороны ЕС ни о какой, даже теоретической, «разморозке» отношений не может идти и речи, а самые неприятные для режима санкции будут оставаться в силе. Ситуация может измениться, предположительно открыв сторонам путь хотя бы для каких-то договоренностей под влиянием, например, следующих факторов:

  1. Беларусско-российские отношения. Если финансовая, инфраструктурная и политическая поддержка от Кремля начнет сокращаться, это вынудит Лукашенко искать новые ресурсы и будет стимулировать его к большей уступчивости в диалоге с Западом. 
  • Война в Украине.  Если Лукашенко решит, что путинский режим слабеет, а готовность России любой ценой спасать беларусский режим от внешних и внутренних врагов начнет вызывать сомнения, то соблазн Минска пойти на сепаратные переговоры с будущими победителями будет увеличиваться с каждым днем.
  • Внутриполитическая (не)стабильность. Экономический шок может перейти в плоскость общественного недовольства и в конечном итоге стимулировать режим к большей внешнеполитической гибкости.

Но вышеописанные гипотезы — это всего лишь конструирование возможных сценариев будущего, которое наверняка окажется совсем не таким, каким мы его представляем.

«Мы должны сформулировать собственное видение идеальной стратегии ЕС в отношении Беларуси»

А прямо сейчас из-за действий беларусских властей продолжается процесс де-суверенизации Беларуси, и экспертному сообществу важно искать пути, как его остановить или хотя бы замедлить. И если мы рассчитываем на помощь и поддержку европейских стран в этом вопросе, то один из ключевых вопросов, над которым нам необходимо думать, это «а почему ЕС вообще имеет смысл инвестировать свои ресурсы в разрешение кажущегося безнадежным кейса Беларуси?»

Пока мы сами не предложим партнерам ответы на эти вопросы и не сформулируем собственное видение идеальной стратегии ЕС в отношении Беларуси, отвечающей интересам демократически ориентированных групп общества, этих опций в принципе не будет на столе при принятии решений. Причем позиция экспертного сообщества вовсе не обязательно должна во всем совпадать с видением Кабинета.

Беларусскому обществу и демсилам наконец нужно выходить из уже утомившей многих на Западе роли жертвы — репрессий, режима, России, страха, советского наследия и т.д. Можно сколько угодно искать сочувствия и сожаления у иностранных партнеров, но гораздо важнее показать им, почему с нами вообще имеет смысл разговаривать о настоящем и будущем Беларуси. Пока раньше нас эту задачу не решили во дворце на проспекте Победителей.

Ранее

Беларусы переключились с пропаганды на развлекательные программы

Далее

Русификация продолжается: вместо Kastryčnickaj будет Oktyabr'skaya?

Читайте далее