Мы снова с болезненными, но важными новостями со дна бездны. Сегодня в рубрике: охота на учителей, новые «рекорды», побег из концлагеря и даже хорошие новости.
Концлагерь в цифрах и рекордах
- 1438 политзаключенных по состоянию на 12 декабря. Удивительно, но это минус 10 человек с прошлой недели.
- «Почетное» 5-е место в мире по количеству журналистов за решеткой занял наш концлагерь. Беларусь обогнали Китай, Гонконг, Иран, Мьянма и Турция (как выяснилось, даже в России все не так плохо).
В 2022 году политические репрессии «подняли свою уродливую голову от Китая до Беларуси и от Египта до Гонконга, Ирана, Мьянмы, Турции и России в попытке заставить замолчать СМИ и подавить протесты за свободу», заявила Международная федерация журналистов.
Напомним, в Беларуси прямо сейчас за решеткой находятся 33 работника СМИ.
- +46 человек в «списке экстремистов». Теперь там 2163 фамилии.
Среди прочих в список попали осужденные по делу о «заговоре с целью захвата власти неконституционным путем»:
▪️беларусско-американский юрист Юрий Зенкович (11 лет заключения; ранее внесен в «террористический список»),
▪️председатель Партии БНФ Григорий Костусев (10),
▪️политолог и литературовед Александр Федута (10),
▪️водитель большегрузного автомобиля Денис Кравчук (2,5).
Также в список добавили активистку «Европейской Беларуси» Елену Лазарчик (8 лет заключения) и бывшую учительницу беларусского языка и литературы 69-летнюю Эмму Степуленок (2 года), сообщает издание «Позірк».
- Еще немного «экстремистов», Знак качества получили инстаграм «Зеркала» и тикток-аккаунт «Кастусь Каліноўскі».
- Фигуранты дела «Отрядов гражданской самообороны Беларуси» (ОГСБ) получили рекордные сроки — от 14 до 20 лет.
Напомним, как «выяснилось» в 2021-м, эти самые «отряды самообороны» пытались подорвать узел связи Военно-морского флота России в Вилейке и уничтожить лесозаготовительную технику в лесхозах, совершить покушение на пропагандиста Григория Азаренка — за что были признаны «террористической организацией». При этом Лукашенко в лучших традициях «лил воду», но так и не объяснил, что именно случилось.
Итог: 14 лет колонии и штраф 400 базовых величин (12800 беларусских рублей или 5070 долларов) Наталье Матвеевой; Алексею Глотову и Дмитрию Сосновскому — по 20 лет колонии усиленного режима и штраф в 700 базовых величин (22400 беларусских рублей или около 8870 долларов) с каждого; а
Вадиму Гулевичу и Кириллу Ашураку дали 18 и 15 лет колонии и штрафы 600 базовых величин (19200 белпрусских рублей или 7600 долларов) и 400 базовых величин (12800 беларусских рублей или 5070 долларов) соответственно.
Узнать больше об ОГСБ — здесь.
Бывшая журналистка задержана, ее сын — в приюте
Ранее в БАЖ сообщили: вечером 6 декабря в частном доме (а еще в бане и машине) экс-журналистки Ларисы Щиряковой прошел обыск — вернее, не обыск, а погром. При этом никаких документов родственникам не оставили. Ни им, ни правозащитникам пока неизвестно, за что задержали Ларису.
«Причины и обстоятельства задержания пока неизвестны. Только то, что теперь Лариса в изоляторе, сын Святослав — в приюте. Никакой ни активной, ни журналистской деятельностью Лариса последние годы не занималась», – сообщил источник «Радыё Свабода».
Сейчас родственники ждут отца мальчика из Сибири. Он первый, кого социальные службы увидят в качестве опекуна подростка.
Кто такая Лариса Щирякова. Лариса — известная в Гомеле журналистка. Раньше она сотрудничала с рядом независимых изданий, снимала документалки, руководила краеведческой организацией «Талака» (обезглавлена «властями»). Еще у Щиряковой был собственный проект увековечения памяти репрессированных «Забітыя і забытыя».
В последние месяцы экс-журналистка занималась этнофотосессиями — фотографировала людей в беларусских национальных нарядах. В этом году она также поступила на факультет психологии.
За «измену государству» — смертная казнь
Казалось, хуже быть не могло — и вот опять. В первом чтении принят законопроект, позволяющий приговаривать к смертной казни за «измену государству».
«Законом» предусмотрена «возможность применения исключительной меры наказания в виде смертной казни», если преступление совершено «должностным лицом, занимающим государственную должность, или лицом, на которое распространяется статус военнослужащего».
Все для «оказания сдерживающего воздействия на деструктивные элементы, а также демонстрации решительной борьбы с изменой государству».
И это не все. Документ содержит и другие законодательные преступления — вернее, «меры упреждающего характера за совершение преступлений экстремистской (террористической) направленности».
Новогодний «подарок» от Совмина
Репрессии становятся все более «оригинальными» — на этот раз Совмин (аkа «Совмил») запретил привлеченным по связанным с протестами статьям быть экскурсоводами и гидами-переводчиками. Ограничения вводятся с 1 января.
Под запрет попадают все «народные» статьи: разжигание розни, массовые беспорядки, действия, грубо нарушающие общественный порядок, призывы к санкциям, оскорбление Лукашенко, несанкционированный пикет и все в таком духе. Всего в списке более 10 уголовных и пять административных статей.
В продолжение темы экскурсоводов
Администрация Национального художественного музея не стала продлевать контракт матери искусствоведа и «культурного стендапера» Никиты Монича.
Самого Никиту уволили из Национального художественного музея в июле 2020 года. А он был одним из самых популярных экскурсоводов этого музея. Причина — стихотворение о Лукашенко по случаю ареста картин из коллекции «Белгазпромбанка», которое Никита опубликовал на своей странице в Facebook.
Охота на педагогов?
Спойлер: на этой неделе уволили двух учителей.
- Учитель высшей категории, ученый, «отличник образования», большой любитель беларусского языка и литературы, педагог-методист, лектор курсов переподготовки и повышения квалификации преподавателей Брестского государственного университета имени А. Пушкина Николай Жукович из Березы 16 августа 2020-го отказался везти группу педагогов на провластный митинг в Минск. На тот момент Николай Васильевич был директором школы, но из-за августовских событий потерял должность (хотя продолжал работать заместителем). А сейчас с ним не продлили контракт.
- Еще одному березовскому педагогу не хватило до пенсии 1 года и 7 месяцев. Валентину Матяш, мастера производственного обучения Белоозерского государственного электротехнического колледжа, увольняют в связи с августовскими событиями. Женщина 35 лет проработала с благодарностями, но новый идеологически угодный директор наделал ей замечаний, а потом и выговор.
«БЕЛСАТ» сообщает: согласно беларусскому законодательству, работодатель не может отказать в продлении договора, если до пенсии осталось меньше двух лет. Вот только это правило работает только в том случае, если у работника нет дисциплинарных взысканий. А тут 35 лет безупречной работы Валентины, перечеркнутые штрафами последних месяцев.
Побег из концлагеря
Гомельчанку отпустили под подписку о невыезде, а она сбежала. И все бы хорошо, но поручителям влепили огромные штрафы.
Как все было. В отношении Алены Кравец возбудили уголовное дело за «содействие экстремистской деятельности». На стадии предварительного следствия родственники и знакомые женщины подали ходатайство об избрании ей личного поручительства в качестве меры пресечения. 26 октября Алена еще пришла на заседание Гомельского областного суда, а 31-го — нет.
В итоге два поручителя получили штрафы в 100 (3 200 BYN), и 120 базовых величин (3 840 BYN).
Хорошие новости
- Один из самых пожилых политзаключенных, бывший военный и ликвидатор аварии на ЧАЭС, 70-летний брестчанин Виталий Зародей — на свободе.
Он известен тем, что писал обращения властям, где «допускал негативную оценку» судей и кое-кого (узнать, какими словами Виталий «допустил», так и не удалось — эту часть суда скрыли).
- Бывшая политзаключенная и руководительница общественной организации «Радзіслава» Ольга Гобунова получила премию Front Line Defenders.
Продолжаем мониторить беспредел и изо всех сил верить в лучшее.
Расскажите миру о том, что происходит в Беларуси — сообщайте правозащитникам о задержаниях и судах.
Напоминаем, что оперативно сообщить о задержании, обыске, вызове «на беседу» можно (и нужно!) в телеграм-бот @viasna_bot.
Сообщить о задержании и получить бесплатную юридическую консультацию — здесь @ViasnaSOS, @SosViasna.
Источники: правозащитный центр spring96.org; BELSAT; «Позірк»; «Наша Ніва»; «Зеркало»; @stryzhak; БАЖ; соцсети.
Фото: Александр Федута / BELTA