Правозащитники сообщают о массовых задержаниях беларусов, которые возвращаются в Беларусь из-за границы. По информации «Вясны», одних забирают за участие в акциях, других — за встречи в Польше «с кем не надо» и комментарии в соцсетях. Кому опасно ехать в Беларусь?
В преддверии праздников, когда беларусы решают поехать домой к семье, активизировались задержания прямо на пограничных пунктах. Задержания проходят после проверки паспортов: если среди пассажиров оказывается человек, которого «нужно» задержать, автобус останавливают и вызывают ОМОН. По словам пассажиров, которые ехали в Беларусь ночью 19 декабря, с автобуса сняли более 10 человек, то же самое происходило и в международных маршрутках.
Это не первые случаи, когда люди по возвращении в Беларусь оказываются в тюрьме. Задержания вернувшихся беларусов становятся тенденцией: если ранее под пристальное внимание силовиков попадали те, кто участвовал в акциях протеста, то теперь задержан может быть фактически каждый и по любому поводу.
Кому точно не стоит ехать в Беларусь?
Задержать вернувшихся беларусов могут по разным причинам: участие в акциях протеста, фотографии в соцсетях, помощь в разработке «экстремистских» приложений, участие в демонстрациях за границей, комментарии в соцсетях и тд. О том, что на вас собрано «досье» силовиками, вы можете не знать. Даже если вы выехали из Беларуси без уголовного дела и даже ездили несколько раз в Беларусь, поехав в этот раз — можете попасть под арест.
Участие в акциях протеста. Силовики пополняют базу участвовавших в акциях протеста, узнать о попадании в базу невозможно. Как правило, дело заводится тогда, когда человек пересекает границу.
В начале декабря после возвращения из Латвии задержали жителя Постав, ему может грозить до четырех лет лишения свободы. В октябре по возращении из Польши задержали бывшего железнодорожника Павла Далгакова, его обвиняют по этой же статье.
Это не единичные случаи, некоторым вернувшимся уже вынесли приговоры. Два года колонии присудили сотруднице EPAM Екатерине Глинской, она переехала в Литву весной и в единственный раз, когда решила приехать домой, ее задержали. По этой же статье осудили Илью Войтеховича, он ехал на похороны отца и был задержан в пункте пропуска в январе этого года.
Комментарии в соцсетях. Силовики отслеживают комментарии и записи в соцсетях не только тех, кто находится в Беларуси, но и эмигрантов. Даже почистив соцсети, от уголовной статьи это не спасет, в базе силовиков могут храниться скриншоты с публикациями. В декабре после возвращения из Польши был задержан житель Скиделя. Его задержали за комментарий, оставленный в 2020 году, ему вменяют «призыв к насилию в отношении силовиков» и участие в плане «Перамога». В сентябре задержали Андрея Карпенко за запись в соцсетях, в которой силовики увидели клевету на Лукашенко.
Для задержания найдется любой повод
Участие в протестах и комментарии в соцсетях — не единственные поводы для задержания. Правозащитникам известно как минимум несколько случаев, когда вернувшихся беларусов обвиняли сразу по нескольким статьям. Так, был задержан житель Чечерска Сергей Руденков, он якобы оскорблял Лукашенко, милиционеров, разжигал вражду, был причастен к различным «террористическим формированиям» и экстремистской деятельности.
Задерживают и тех, кто эмигрировал до 2020 года
Беларусы, которые давно живут за границей и не посещали Беларусь в 2020 году, также не застрахованы от задержаний на родине. В августе стало известно сразу о нескольких таких случаях. В августе — о задержании двух беларусов, которые 10 лет живут в Польше, они оба приехали на родину в гости к родственникам. Один из них оказался в СИЗО за помощь беларусским беженцам, второго задержали за фотографии с национальной символикой в соцсетях.
После приезда в Беларусь на вокзале была задержана беларуска Ольга Манкевич, которая с 2008 года живет в Андорре. Против девушки возбудили уголовное дело за «оскорбление Лукашенко». После месяца в заключении ей удалось выйти на свободу: муж Ольги заплатил 24 тысячи евро, чтобы с нее сняли обвинения и отпустили.
Фото обложки: Reuters