Есть ли жизнь на Марсе? Сегодня — уроки необъяснимого от удивительных беларусов: картины нефтью, местный Чюрленис (и немножко Гойя), ковровое иррациональное, мыльный реализм, беларусская пустота, аутсайдеры-путешественники и многое другое.
Пока творчество наших художников знают и любят по ту сторону железного занавеса, на родине оригиналы работ часто пылятся в запасниках и недоступны широкому кругу, государственный сектор культуры (что бы это ни значило) в лучшем случае формально выполняет свои задачи (в худшем — сами знаете), а общество пребывает в состоянии глубокого культурного анабиоза. Многим беларусам (если повезет) что-то говорят фамилии Сутина и Шагала — но они куда лучше разбираются в зарубежных шедеврах. Тем временем прямо у нас под носом притаились беларусские дюреры, да винчи и пиросмани.
Мы решили хоть немножко исправить ситуацию и собрали самых, на наш взгляд, необычных беларусских художников — тех, кто слышит_ал пустоту беларусского космоса и каждый день путешествовует_ал по слоям сумрака.
Язеп Дроздович
Знакомьтесь: беларусский аутсайдер-путешественник во времени и пространстве, непонятый романтик-мечтатель, фантазер, приемник космических течений и один из основных адептов беларусского космизма. Сновидения — главные коллеги Дроздовича в создании сюжетов для картин.
«С той поры как начал интересоваться астрономией — перечитал горы астрономической литературы, а во сне блуждаю по удивительным загадочным странам», – из дневника художника.
В 43 года Язеп придумал собственную теорию происхождения планет Солнечной системы и даже издал книгу «Нябесныя бегі» за свои деньги в Вильнюсе (а был почти нищим!), за что его называют беларусским Циолковским — правда, посмертно. При жизни его научные труды, конечно же, не оценили, а самого художника считали скорее фриком, а не самобытнейшим беларусским Да Винчи, Гойей и Чюрленисом в одном флаконе (как это модно говорить сегодня).
Еще Язеп много путешествовал па вёсках. Там он записывал народные песни и собирал для словарей «народную» лексику.
И да, умер он в крайней нужде, не признанный и прослывший юродивым.
Людмила Жиженко
Холст, нефть.
Да, эти пронзительные работы — не пожелтевшие старинные фото и даже не акварель или масло. В 2009 году Жиженко решила не мелочиться и впервые в Беларуси разработала уникальную технику написания картин нефтью, в которой работает по сей день.
Из одного барреля нефти получается приблизительно 100 литров бензина — это 1000 км езды на автомобиле. Если конвертировать в «нефтеживопись» — того же барреля хватит на много лет интенсивной художественной работы.
«На создание картины требуется максимум 10 граммов. Но работа почти ювелирная, без права на ошибку. Малейшая неточность — и белый лист испорчен масляным пятном», – Людмила Жиженко / «Бункер з фарбамі».
Алесь Родин
Один из главных беларусских психоделических проказников, культовый художник, старый хиппи, нонконформист, безумный перформер и явно желанный гость во Владениях Хаоса. Впрочем, смотрите сами.
«Монументален и многогранен, как его главные полотна. Актуален. Загадочен. Не чураясь безумного окружающего мира, все лучшее и самое ценное он проживает, сдается, в пульсирующем ядре мира внутреннего. Неповторимого и сугубо своего. И ему там явно не скучно», – издание «Белгазета».
В его мастерской на столичной Немиге господствовал «хаос, как после космического большого взрыва». Картины, кисти, краски, инструменты, холсты, реквизит — все в подконтрольном исключительно хозяину беспорядке.
«Гений ничуть не смущается. Мы тоже. Скорее, наоборот — кайфуем. Ибо этот хаос — творческий. В мастерской настоящего художника только так и должно быть. Чтобы гостям передвигаться промеж завалов на цыпочках и без извинений, задевая ногами-локтями все без разбору», – «Белгазета».
Из формального: более десяти лет оставался резидентом берлинского Дома художников Tacheles, где выставлялись его работы. А еще был одним из организаторов фестиваля «Дах», проходившего в Минске (возможно, именно там, на куйбышевском «чердаке», вы могли встретиться с его шизофренично-детальными, затертыми до дыр работами).
Умер совсем недавно, 19 декабря 2022 — как надо, в середине времени хаоса и апокалипсиса.
Моисей Кунин
Ученик Шагала и по совместительству Прорицатель, Живая Счетная Машина, витебский Вольф Мессинг и Куни Пикассо.
«Еще в подростковом возрасте Моисей увлекается тренировкой памяти и развивает свои возможности к моментальным арифметическим действиям в уме. В итоге это хобби приводит его на сцену, где он выступает с собственными номерами “Психологические опыты” и “Чтение мыслей”», – «Бункер з фарбамі».
Кратко о трюке «Живая счетная машина»: моментально назвать количество конфет или спичек, лежащих на манеже, или число зубчиков в гребенке, показанной случайным зрителем. Этот номер Моисей показывал в Европе и Китае — к слову, художник всегда проводил свои выступления на языке принимающей страны.
Кунин — «еретик среди еретиков», он ненавидел супрематизм, несмотря на то, что формально был членом УНОВИСа («Утвердители нового искусства» — авангардное художественное объединение, созданное Малевичем в Витебске).
Среди других проявлений бурного нрава — доклад «О критическом положении училища в связи с намерением М. Шагала покинуть училище и город Витебск», самострел прямо в вагоне поезда с учениками витебской школы и покушение на убийство художника Иосифа Байтина.
«По моим наблюдениям, Михаил Куни [сценический псевдоним Кунина] делает все, что делает В. Мессинг, и даже больше», – доктор медицинский наук П. Симонов.
Алёна Киш
Беларусский Анри Руссо и Нико Пиросмани. Но это сегодня. Чуть больше 70 лет назад она, с красками за спиной, скиталась по селам в поисках заказов — и на нее тоже смотрели как на фрика (ничего не напоминает?)
Вглядитесь в эти озадаченные кошачьи лица. И это Беларусь? Кажется, мы что-то не знаем о начале XX века: львы и тигры есть чуть ли не на каждом втором наивном маляваным дыване художницы.
«Как и нашего Язепа Дроздовича, рисовавшего космические пейзажи, Алёну Киш можно назвать художницей, которая родилась не в свое время, не в своем месте. Живя в деревне, она зарабатывала не ведением своего хозяйства, а тем, что ходила по деревням Слутчины и рисовала на заказ ковры. За это с ней расплачивались едой», – «Бункер з фарбамі».
Все, конечно же, закончилось печально. В совке научились производить ковры в промышленном масштабе, и наивное творчество художницы оказалось никому не нужным.
В итоге Алёна Киш покончила жизнь самоубийством.
Кстати, в беларусском фантомном Музее маляваных дываноў могло бы быть около 2000 экспонатов — почти все беларусских художников-путешественников Алёны Киш и Язэпа Дроздовича. Но история не знает сослагательного наклонения: почти все — в запасниках.
Алесь Пушкин
Художник и ОМОН:
«Имя мое неизвестно, подвиг мой бессмертен. Они не выдержали, говорят: «Да мы знаем, что ты — Пушкин!”»
Отучился в Беларусском театрально-художественном институте, диплом — роспись всего вестибюля Республиканской школы интерната по изобразительному искусству, где главные герои — Скорина, Андрей Тарковский и Высоцкий.
Задерживали за перфоманс «Подарок президенту»: Пушкин привез к администрации того-кого-нельзя-называть ярко-красную ржавую тележку, заполненную навозом, и перевернул ее прямо на площади. Итог: 2 года условно (вегетарианские времена) и орден от «Хартии-97» в виде премии в номинации «За смелость в творчестве».
И еще немного о «государственном секторе культуры»: 30 марта 2022 года Пушкину дали 5 лет колонии строгого режима. Причины, думаем, объяснять не стоит.
«Картины я не продаю, кстати, – говорил художник. Это мое хобби, а так я профессионал-монументалист. Я 6 лет учился расписывать стены, и вот за это только могу брать деньги», – Алесь Пушкин / «Бункер з фарбамі».
Семён Мотолянец
… И его мыльные миры.
Исчерпывющая рецензия Василия Мотолянца: «”Мыльная архитектура” — это искусство строить и проектировать будущее, ускользающее и такое шаткое сегодня. Процесс освобождения от “лишних поверхностных слоев”, смывая слой за слоем, будто бы позволяет нам добраться до “истинного” себя […] Если успеть вынести исчезающий обмылок из ванной комнаты в область визуально искусства, мы сможем увидеть его историю, судьбу исчезновения. Исчезновение вводит категорию времени, за которую отвечает серия “Мыльные Часы”, для разной материи воздействие времени будет различно в закрытой системе белого бокса, два обмылка: один реальный, другой — керамический, способный остаться неизменным в течение 1000 и более лет, другой эфемерный и непостоянный, это часы очень медленного отсчета времени. […] Желание сохранить интимность личного пространства сегодня вынуждено переходить к демонстрации и разгерметизации личной среды в условия общественного калейдоскопа событий в самоизоляции»
«Задача художника остается чистой и прозрачной: погружение в среду чужого личного пространства, придавая видимость тривиальным предметам и выделяя особое формальное значение инструментов чистого будущего. Фокус внимания сосредоточен именно на функции, объекте, морфологических свойствах этих орудий. Проникая глубже в атмосферу среды, возникает запах этих мыльных конструкций — будущее пахнет мылом».
Источник: «Бункер з фарбамі» , друзья Маланки.
Фото: «Сустрэча вясны на Сатурне», Язеп Дроздович,1932 г.