Мы хотели собрать афишу беларусских онлайн-музеев, чтобы вы в несколько кликов «погуляли» по коридорам культурных центров. Виртуально и не вставая с дивана. Но все оказалось не так просто. 

Одно из двух: либо мы плохо искали, либо в Беларуси полноценных онлайн-музеев просто нет. И что-то нам подсказывает, что второй вариант более вероятен.

На появление онлайн-музеев не повлияла даже пандемия. Однако для тех, кто живет в Беларуси, в ситуации культурного анабиоза нет ничего удивительного.

«Людей с культурной амнезией, наверное, большинство, и это естественно в ситуации, в которой мы живем, в том числе с таким Художественным музеем», – мнение театроведа и арт-критика Татьяны Артимович.

К слову, у Художественного музея (и не только у него) есть свой сайт — там можно найти фото экспонатов с подписями. 

Но это нельзя назвать онлайн-музеем. Почему?

Онлайн-музей нормального человека

Ожидание: сайт с интуитивно понятным и простым интерфейсом, где можно совершить виртуальный 3D-тур по основным залам музея. Кстати, для создания онлайн-музея достаточно сделать несколько панорамных фото внутри залов (вызывает недоумение, почему «никто до сих пор»).

Беларусская культурная реальность: 

«У нас в лучшем случае можно наткнуться на сложные сайты с формальным подходом к дизайну», – рассказал «Маланке» художник.

«Есть множество закладок с указанием экспозиций и выставок — но когда переходишь по этим ссылкам, попадаешь на пустые страницы. Там нет вообще никакой информации, либо она ограничивается одним абзацем»

Художник

В тему пустых страниц (сайт Логойского историко-краеведческого музея имени Константина и Евстафия Тышкевичей):

Действительно, а зачем что-то заполнять?

На этом проблемы государственной виртуальной культурной реальности не заканчиваются. Большую роль играет техподдержка сайтов и обновление актуальной информации. 

Судя по сайтам большинства музеев, культурная жизнь в Беларуси остановилась примерно лет 10 назад.

Совсем прекрасно это выглядит в сочетании с правилом (крупным шрифтом) на заглавной странице museum.by (сайт Логойского музея создавали на этой платформе): 

«Главное условие сотрудничества с нами — ответственно относиться к наполнению сайта содержанием и поддерживать информацию в актуальном состоянии».

А вот сайт музея «Заславль» — максимум пара фотографий по каждой экспозиции.

«Это при том, что в Заславле уже 5 лет пытаются открыть богатейший Музей маляваных дываноў», – говорит художник.

Один из неслучившихся музеев

В фантомном Музее маляваных дываноў могло бы быть около 2000 экспонатов — почти все беларусских художников-путешественников Алёны Киш и Язэпа Дроздовича.

«Дух зла», Язэп Дроздович (Национальный художественный музей)

Алёна Киш, «Дева на водах»

Но история не знает сослагательного наклонения.

«В Заславле еще в 2017 году передали в запасники больше 2000 ковров беларусских художников. И они до сих пор просто лежат на складе!»

Художник

В том же 2017-м специально для дываноў отреставрировали флигель усадьбы (по всем канонам агротреша). Но есть проблема: получившийся недомузей просто-напросто некому сдать. Так что дываны по сей день пылятся в запасниках.

Мало того, за пять лет экспонаты никто даже не отфотографировал, и они до сих пор недоступны широкому кругу.

Как спасти дываны и побороть культурную амнезию?

«Решением могло бы стать создание виртуальной композиции», – художник о ситуации с маляваными дыванамі

Ясно одно: надежды на «власти» мало. Государственный сектор культуры (что бы это ни значило) в лучшем случае формально выполняет свои задачи. «Надо сделать сайт — вот мы сделали».

Сайт (и не только сайт) нормального человека может сделать только гражданское сообщество. Только те, у кого болит.

Ту же мысль транслируют участники дискуссии «Возвращение Алёны Киш: пазл идентичности»:

«Главной движущей силой, которая поможет справиться с культурной амнезией, является гражданское сообщество».

По мнению художника Максима Осипова (для издания «Беларусы и рынок»), государство и не обязано заниматься такими вопросами, «делать нашу работу за нас».

Например?

«Третий год работаем с фестивалем SPRAVA — культурным мероприятием со сложной концепцией. Пошли с ней к чиновникам. Ее приняли, пусть и не с первого раза. Зато теперь они нас любят, с нами советуются, приезжают в гости, способствуют нам», – рассказал художник.

Что еще: проект Muraska Adziennie, созданный в конце 2017 года беларуской Мариной Ахмедовой и украинкой Оксаной Циплицкой. Бренд выпускает стильные шелковые платки «с дизайном» от Алёны Киш. 

Платки по мотивам творчества А. Киш. Фото: fcollection.by

Эй, гражданское сообщество! Как насчет поучаствовать в культурным адрадженні? Напоминаем о существовании ресурса museum.by. Здесь можно создать собственный сайт музея — с актуальной информацией, общением с постоянными и привлечением новых посетителей. Это бесплатно и не требует никаких специальных знаний.

Фото: Язэп Дроздович. Погоня. 1921

Ранее

Денег для выплаты пенсий нет. Почему в Беларуси снова заговорили о пенсионной реформе?

Далее

Новости регионов: запрет на купание для детей в Гомеле и новый парк в Гродно

Читайте далее