На поддержку демократического общества западные партнеры выделяют десятки миллионов долларов и евро. Офис Светланы Тихановской не раз обвиняли в монополии на распределение этих средств, однако никакие политические структуры к этим средствам отношения не имеют. Откуда и куда идут эти средства? На развитие каких сфер выделяется помощь? И какая часть этих денег попадает непосредственно в Беларусь? Рассказывает координатор по международной помощи ОСТ Андрей Егоров.
Задача Офиса Светланы Тихановской — просить финансовую помощь для независимых беларусских организаций, однако к распределению этих средств Офис не имеет никакого отношения. Зарубежная помощь выделяется донорскими организациями и независимыми фондами — распределяют эти средства либо международные институты, либо беларусские организации.
Сейчас основная задача демократических сил — сохранять объемы помощи для Беларуси, отмечает координатор по международной помощи ОСТ Андрей Егоров. Это не просто, ведь нужно доказать, что помощь нужна, даже если в Беларуси на данный момент ничего нельзя сделать. Однако пока объемы помощи сохраняются: в позапрошлом году объемы даже удалось увеличить в два раза. В результате встречи Светланы Тихановской с Урсулой фон дер Ляйен, удалось отстоять сумму в размере 30 млн евро. В прошлом году объемы были сохранены.
ЕС не единственный партнер, самым крупным донором является США. Как подчеркивает собеседник, Офис не имеет никакого отношения к распределению донорских средств.
Средства выделяются на различные сектора. Андрей Егоров отмечает, что сейчас основными направлениями помощи являются: права человека и помощь жертвам репрессий, поддержка независимых медиа, поддержка образования (включая стипендии для студентов и преподавателей), а также поддержка культуры и структур бизнеса за рубежом.
Какую помощь внутри страны получают беларусы?
Помощь беларусам внутри страны наиболее приоритетна, отмечает Андрей Егоров: примерно половина от всех выделяемых средств попадает непосредственно в Беларусь. Хоть юридически гражданское общество в Беларуси уничтожено, структуры продолжают работу.
«Тысячи организации в Беларуси по-прежнему существуют, структуры остались и именно они работают с людьми в Беларуси. Это различные инициативы правозащитного характера, волонтерские инициативы, организации гражданского общества. Поэтому для Офиса Тихановской важно создать ситуацию, когда все эти организации имеют международную поддержку со стороны европейских структур», – поясняет собеседник.