Центр новых идей совместно с инициативой «Народный опрос» провели специальное исследование, чтобы узнать: кого беларусы считают беларусами? Геннадий Коршунов рассказывает, что удалось выяснить.

Фото обложки: Reuters

«Беларушчына — не традиция и не наследство»

В опросе 89% респондентов назвали себя беларусами, что более-менее совпадает с данными последней переписи. В то же время только у половины респондентов оба родителя имеют беларусское гражданство и страну рождения Беларусь. Если сделать еще один шаг вглубь семейной истории и посмотреть на наших дедов, то доля людей, чьи предки в третьем поколении были беларусами и родились в Беларуси, составит всего 25%. Подробнее об этом здесь.

ВКЛ — фундамент государственности и основная эпоха нашего развития народа

Практически половина опрошенных (48%) считает, что фундаментом или началом истории беларусской государственности являются древние Полоцкое и Турово-Пинское княжества, на втором месте (и с точки зрения истории, и по важности) — Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское (29%).

Вместе с этим время ВКЛ — это та эпоха, которая, по мнению опрошенных, наиболее повлияла на развитие беларусского народа. Такого мнения придерживается 71% опрошенных. Второе место делят между собой эпоха Федеративной Речи Посполитой и время Беларусской Народной Республики — по 36%.

Союз с Россией не нужен

Практически все опрошенные (95%) вполне ожидаемо высказываются за то, что нам не нужно никаких союзов с Россией и отношения с ней мы должны выстраивать так же, как и с другими странами. Такое отношение к России не означает, что единственный возможный вариант геополитического движения — на Запад, хотя это самый популярный вариант ответа на вопрос о том, каким должно быть главное направление внешнеполитической деятельности Беларуси.

Среди беларусов до сих пор популярна идея, что нашей стране не нужно ни на кого ориентироваться, что у нас должна быть самостоятельная политика, по крайней мере так считают 35% опрошенных. Причем такая «нейтральная» позиция имеет большую поддержку среди русскоязычных респондентов, чем среди беларусскоязычных.

Еще один момент. Сейчас время от времени возникают дискуссии относительно такой послевоенной перспективы, как Балто-Черноморский союз. Результаты исследования говорят, что для демократической части беларусского общества эта идея может быть привлекательнее, чем вход в ЕС.

Мнение большинства: политика беларусизации должна быть

Проведенное исследование доказывает, что подавляющее большинство демократической части общества считает: политика беларусизации должна быть. Понятно, что беларусскоязычные респонденты активнее высказываются в ее пользу. Если говорить о «языковом вопросе», то за единственный беларусский язык высказались 72% опрошенных, чтобы государственными языками были беларусский и русский — 23%. Только русский — менее 1%.

Быть беларусом сегодня — это для многих личный, непростой и очень важный выбор

В качестве результата исследования Геннадий Коршунов отмечает следующую мысль: быть беларусом сегодня — это для многих личный, непростой и очень важный выбор. Личный, ведь, институт семейной памяти в советское время во многом был разрушен и во время господства Лукашенко в Беларуси не восстановлен. Непростой, ведь, за исключением первых лет после развала СССР, развитие беларусской государственности государственными институтами у нас не стимулировалось, а замедлялось или напрямую запрещалось. Важный, ведь это действительно осмысленный и ответственный выбор личности. Беларушчына сегодня для многих не традиция, а скорее открытие, и это нужно учитывать и работать над ее дополнением, систематизацией и утверждением.

Ранее

«Очень много красивых мужчин»: как беларусы себя чувствуют в Вильнюсе во время саммита НАТО

Далее

«Дырка в желудке, не оказали помощь»: почему умер Алесь Пушкин

Читайте далее