“Третья волна военной эпопеи”: как всё это может закончиться для Беларуси?
Сегодня утром мир узнал о новом витке “игры в солдатиков”: Путин признал сепаратистские «Д/ЛНР» и ввёл войска на территорию Украины. Тем временем, в Беларуси по-прежнему по «объективной необходимости» находятся российские военные, а беларусский рубль продолжает падать вместе с российским (интересно, почему?). Так ли всё плохо, как может показаться, или ещё хуже?
Пока (почти) все реагируют на события минувшей ночи санкциями и заявлениями, в разных районах Беларуси продолжают замечать российскую военную технику, а Путин рассуждает о независимости бывших советских республик как об историческом недоразумении и, судя по всему, совсем не собирается заканчивать учения “Союзная решимость — 2022”, Лукашенко как ни в чём не бывало подписывает указ о назначении президентских стипендий.
В общем, Минск молчит, игнорируя как открытое вторжение российских войск на территорию Украины, так и ”ползучую аннексию Беларуси”. Именно так назвал “военные учения” на территории нашей страны министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис.
Он же забил тревогу о “медленной оккупации территории Беларуси”. По мнению Литвы, Беларусь де-факто стала частью России — дело лишь за формальностями.
«Те силы, которые прибыли в Беларусь, не собираются уходить», — заявил глава Министерства обороны Литвы Арвидас Анушаускас в интервью BNS.
Напомним, “учения” проходили в Беларуси с 10 февраля и по идее должны были закончиться 20-го. В этом на пресс-конференции нас убеждал глава МИД Владимир Макей. Однако 21 февраля стало известно, что российские войска уйдут из Беларуси, когда “появится объективная необходимость”.
Кто же теперь определяет “объективную необходимость” нахождения российских войск на территории Беларуси?
Объединенные демократические силы Беларуси считают, что никакой “объективной необходимости»” для чужих войск на нашей территории в принципе не может быть:
“Наша страна используется для конфликта с дружественной Украиной, что ставит под угрозу национальную безопасность Беларуси”, — заявили Светлана Тихановская и Павел Латушко в своё видеообращении.
В Офисе Тихановской также напомнили о том, что нахождение на территории Беларуси российских войск вообще-то нарушает Конституцию Республики Беларусь и чревато превращением Беларуси в страну-агрессора вместе с окончательной потерей суверенитета (или его остатков), и заявили, что любой неосторожный шаг Лукашенко против беларусского суверенитета влечёт самые серьезные последствия:
“Мы уже направили письма в страны ЕС с предложениями новых сильных санкций, которые бьют по режиму, а не по людям. Мы проведем консультации с соседями, Европейским Союзом, США и Великобританией”.
МИД Литвы также призвал ЕС принять более жесткие меры в отношении Минска и Москвы:
“Это третья волна эпопеи. Беларусь позволяет использовать свою территорию для военных действий России, поэтому мы должны это видеть и говорить о санкциях, в том числе и против белорусского режима”
В то же время, в Министерстве обороны Украины заявили, что готовились к тому, что российские войска останутся в Беларуси, “потому что их везли с Дальнего Востока несколько недель явно не для того, чтобы потренировать десять дней и возвращать обратно». Несмотря на это, глава Министерства обороны Алексей Резников, уверен, что нападение на Киев со стороны Беларуси “звучит смешно».
Кстати, по данным украинской стороны, в Беларуси в рамках совместных с Россией учений находится «9000 представителей ВС РФ плюс техника, оборудование, включая ракетное вооружение». В то же время, литовцы говорят о цифре, превышающей 30 тысяч военных.
А вот мнение беларусского аналитика Артёма Шрайбмана: “Если бы он [Путин] все же вывел войска из Беларуси, все бы подумали, что он испугался и начал сдавать назад”.
Аналитик считает, что Путину полезно держать “постоянную, неисчезающую угрозу Украине”.
Между тем, пока “пенсионеры играют в солдатиков”, курсы валют в минских обменниках заставят усомниться даже самых ярых адептов стабильности.
“Нужно ли вам рассказывать, насколько сильно экономика Беларуси связана с российской и насколько прямо курсы валют в Беларуси зависят от курсов на бирже в Москве? Уверен, что нет”, — обратился к беларусам Павел Латушко.
“Санкции против России уже неминуемы. И они абсолютно точно коснутся Беларуси, финансовой системы страны”
Павел Латушко
Что же делать беларусам, если завтра война?
Нет времени объяснять: банкомат – обменник – банк. Особенно если учесть, что уже сейчас акции российских банков и компаний на Московской бирже стремительно летят вниз, а курсы валют – вверх:
“Пойти и снять в банкоматах, вывести со счетов и вкладов ВСЕ свои деньги. И поменять на валюту”, – рекомендует Латушко.
Тем не менее, продолжением учений и “беларусским экономическим чудом”, уже вряд ли кого-то можно удивить, после того как Путин на глазах у изумлённой публики ввёл российские войска в Украину. То, как в мире реагируют на произошедшее, ещё раз доказывает, что у России не осталось больше друзей.
Кстати, о “дружбе”
В телеграм-канале “Ник и Майк” проводят пугающие исторические параллели: то, что прозвучало в пространных около-исторических рассуждениях Путина в адрес Украины перед вводом войск на её территорию, где-то уже было — а именно, применительно к Польше в сентябре 1939 года.
Можно ли на место Украины в речи Путина поставить Беларусь?