С момента августовских протестов слово “санкции” плотно вошло в обиход беларусов. А с начала вторжения России в Украину западные санкции превратились из слов во вполне повседневную реальность — в виде ограничений на покупку сахара и круп, например. И это последствия только первой недели войны в Украине при пассивном участии Беларуси. Что дальше?
Пока все заняты запуском ракет с территории Беларуси, в пабликах делают ставки, какой курс евро будет 9 марта. Дефолт не за горами: на достаточно крупных предприятиях людей уже отправляют в отпуск за свой счет, а с начала войны курс доллара увеличился более чем на 16% (с начала года — более чем на 21%). Также сегодня стало известно, что к западным санкциям присоединилась Япония, заморозив активы компаний-кошельков Лукашенко — Dana Holdings, «Гродно Азот», «Бремино Групп», «Белшина», Synesis Group».
Тем временем риторика государственных СМИ переключилась с “а нам всё равно” на “пострадают прежде всего простые люди из бедных стран”:
“Те, кто владеет ресурсами и будет их перераспределять, они наживутся», — заявила старший преподаватель кафедры экономической теории и маркетинга БГТУ Юлия Абухович.
Действительно, не замечать, как “неработающие” санкции останавливают производство на многих крупных предприятиях в Беларуси становится всё сложнее даже для пропаганды. Санкции особенно явно “не работают”на компаниях свободной экономической зоны “Брест” вроде “Санта Бремор”, “Пинскдрев”, “Полесье” (далеко не всё).
Как так вышло?
Дело в том, что эти предприятия в основном использовали привозное сырьё. На Жабинковском сахарном заводе, например, стоит европейское оборудование, и теперь из-за санкций на предприятии нет запчастей (европейские сервисные центры отказывают в обслуживании на территории Беларуси). Сейчас из-за нестабильности валютного курса и угрозы войны в Беларуси партнеры стали требовать 100-процентную предоплату.
Надо ли говорить, что для наших компаний это стало практически неподъёмной мерой?
В условиях новой реальности сотрудников таких предприятий отправляют в отпуск за свой счёт без каких-либо гарантий на продвижение работы
Вот такие сообщения публикуют в телеграм-канале “Ник и Майк”:
«Сын в отпуске за свой счет. Строительство. Зарплата задержана. То есть выплаты идут по сто рублей в две недели. И то, начали гроши выплачивать после визита прокурора в организацию. Денег нет».
А вот новости с предприятия-производителя всем известных крабовых палочек:
“Санта Бремор. Сейчас выгоняют в отпуска. Что дальше – неизвестно».
Тем временем в Строительном управлении в Минске работники ждут зарплату с января: “Народ работает за надежду. Более смелые “посылают” и увольняются. Сокращают количество рабочих дней”.
А вот так обстоят дела в Бресте:
«Швейников отправляют в отпуск за свой счёт на два месяца из-за перебоев с поставкой материалов».
«В Бресте предприятие в газовой отрасли переходит на 4-дневку на два месяца. Нет комплектующих».
На одном из “успешных предприятий” в Молодечно, по словам работников, количество рабочих дней урезали до трех. А в РУП «Национальный аэропорт Минск» в марте всем, кто работает по 5-дневке, надо будет взять 2 дня за свой счёт (интересно почему?).
Подобных сообщений — десятки.
Напомним, 3 марта Совет Европы ввел санкции на торговлю табачной продукцией, битум, калий, изделиями из древесины, железа, стали, а также цементную отрасль. Эксперты сообщают, что запрет на импорт товаров и технологий двойного назначения ударит по ВПК. По оценкам специалистов, речь про 60-70 процентов беларусского экспорта в Евросоюз.
Воистину “беспрецедентные санкции” от 3 марта уже ощутил и малый бизнес. Об этом изданию “Zerkalo” рассказал директор небольшой компании, которая занимается распилом древесины:
“Снизили объем производства в два раза, дорабатываем склады. Если к маю ничего не найдется, будем закрываться, — говорит предприниматель и признается, что с работниками они эту ситуацию пока не обсуждали. — Деньги у нас есть, платить мы пока можем”.
Но даже если вы не работник крупного или малого предприятия, последствия поддержки Беларусью российской военной агрессии так или иначе “просочатся” в вашу повседневность. Первые звоночки — дефицит в магазинах. Конечно, до системы с талонами (пока) ещё далеко, но на дверях Могилёвской “Тройки” уже висит пугающее:
“Сахар и крупы продаём не более 3 кг на руки”.
“Сахар и крупы продаём не более 3 кг на руки”.
Объявление на дверях магазина
Как так вышло?
Дело в том, что Украина была одним из основных покупателей беларусских нефтепродуктов. Очевидно, с начала войны торговля прекратилась, что привело к частичной остановке работы на “Нафтане” и заводе “Полимир”.
Составы с ранее отгруженной продукцией возвращаются и на “Гродно Азот”, из-за чего выпуск новой продукции становится бессмысленным.
Производитель и экспортёр фосфатных удобрений — Гомельский химический завод — тоже входит в состояние экономической неопределенности: организация уже потеряла основной рынок сбыта в Украине. По той же причине вполне возможна потеря покупателей в лице Польши, Литвы и Латвии.
Судя по всему, масштабы экономического дефолта, который нас ждет уже в ближайшее время, невозможно даже представить. Надеемся, что до особо ярых сторонников стабильности начнёт, наконец, доходить, что позиция “ну, хоть не уволили” — тупик. Сейчас самое время перейти от отрицания к злости, а от злости к пониманию, что это уже не вопрос урезанной зарплаты, а “жизни и смерти”в буквальном смысле.