В 2020-м наши врачи, блогеры, бизнесмены и айтишники сидели в тюрьмах. А в 2022-м они тоже сидят — уже в окопах с украинцами, пока с территории Беларуси летят российские самолёты. Кто они, эти смелые беларусы, решившие защищать Украину? Рассказываем.

Первый убитый на Майдане — беларус Михаил Жизневский. Кроме него история знает имена десятков наших соотечественников, погибших в АТО.

Сегодня же, по данным беларусской журналистки Анны Любаковой, в добровольческих отрядах Украины сражаются уже больше 200 беларусов, при этом ещё 300 собираются к ним присоединится. Военный билет заменяет им вид на жительство, а в дальнейшем — возможно, и гражданство:

“Иностранные добровольцы, прибывшие воевать за Украину, могут в перспективе получить гражданство”, — заявил первый заместитель министра внутренних дел Украины Евгений Енин

Кто эти люди? 

В основном это мужчины 20-50 лет, которые, как говорят они сами, помогают братьям-славянам «бороться с путинской агрессией».

Некоторые добровольцы пополнили ряды территориальной обороны при батальоне «Азов» Нацгвардии МВД. Среди них оказался бывший беларусский гребец Павел Шурмей. 

Как только Павел узнал от своей жены о том, что происходит в Украине, решение было принято немедленно — “полечу защищать Украину”.

“Долг каждого мужчины — защищать свою семью, свой дом», — заявил Шурмей в интервью Deutch Welle

Павел Шурмей выступал за Беларусь на двух Олимпиадах.

Не смог остаться в стороне и беларусский общественный деятель Алесь Стрельцов. В день, когда “случилось”, он находился в Киеве. 

Алесь признаётся, что не верил в возможность этой войны: “Первые два-три дня были шоком, потом я связался с нашими белорусами в «Азове», сначала привозил продукты, воду, был волонтером…” — рассказал доброволец.

В итоге Стрельцов, никогда ранее не державший оружия и не имевший военной подготовки,  пошел в территориальную оборону:

«Руки и ноги отваливаются, но настроение бодрое. Если у всего общества есть единство, это залог непобедимости, — отмечал Стрельцов в интервью DW. — У нас очень сильные позиции. Если Киев попытаются штурмовать, он станет для Путина Сталинградом».

В “Азов” были зачислены и семь молодофронтовцев. Для “Молодого фронта” решение защищать Украину оказалось чем-то самим собой разумеющимся: 

«Спал, слышу — раз бахнуло, другой. Разбудили, говорят: это русские ракеты. Я зашел в интернет и увидел, что Россия напала на Украину. Стали перезваниваться со своими ребятами, куда присоединиться».

«Мы идем на войну? Поехали, отвечают», — так вспоминает первый день войны лидер «Молодого Фронта» Денис Урбанович

Урбанович, или “Волк” (так его называют в беларусской роте), остался в Украине, несмотря на приглашение переехать в Литву буквально на днях. Он подчеркнул, что даже если бы уехал, всё равно бы вернулся бы в Украину.

В Киеве остался и известный беларусский блогер Сергей Беспалов. Беспалов уверен, что “здесь решается судьба Беларуси, России и мира в целом”.

Другая причина такого решения — подозрительное отношение к беларусам в связи с поддержкой Лукашенко сами знаете кого. 

“Поэтому я решил остаться помогать украинцам”, — отметил Беспалов.

Руководитель «Белого легиона» Сергей Бульба подтвердил, что по известной причине украинцы действительно относятся с недоверием даже к беларусским добровольцам. 

Напомним, «Белый легион» — спортивно-патриотическая организация, члены которой находились в Украине в начале войны.

А вот молодофронтовец Денис Урбанович другого мнения: «Я не замечаю, чтобы отношение к беларусам ухудшилось. Я слышал, как кто-то так говорил, но я нигде не встречал. Все круто, нас хорошо принимают, вопросов нет».

По поводу случаев предвзятого отношения к беларусам недавно высказывалась Светлана Тихановская:

“В эти дни мы, белорусы, много спорим. Нам должно быть стыдно за то, что мы сделали нашу страну агрессором? Разве не стыдно стыдиться своей нации, когда становится так тяжело? Имеют ли право чужие травить нас за то, что под гнетом одного режима сложно дать отпор другому, обладающему ядерным оружием? Или это, как говорится, «виктимность» — считает, что наш человек — жертва — и не берет на себя ответственность за попытку изменить ситуацию.

И в этот момент я хочу задать вам вопрос. А кто такой белорус?”

Тем временем, пока некоторые беларусы продолжают мучиться чувством вины, а некоторые украинцы (от боли и безысходности) — его подпитывать, гомельский активист сообщества «Страна для жизни» Дмитрий Лукомский уже готовит коктейли Молотова — или “Бандеровские шоты”, как их теперь ласково называют в теробороне —  для российских оккупантов в Украине. Его фотографии на фоне “угощений” опубликовали в Гомельском издании “Флагшток”.

А небезызвестный беларусский оппозиционер и бизнесмен Вадим Прокопьев “готов сражаться чем придется: с оружием, с ножом, с чем угодно”. 

“Здесь решается судьба свободной Украины, свободной Беларуси — безо всякого преувеличения», — добавил он.

Вадим уехал в Польшу после президентских выборов 2020 года, но теперь общается по “ЗУМу” с корреспондентами BBC уже на фоне Майдана Незалежности — пока что его роль в Киеве связана с коммуникацией:

 «Русская пропаганда беспощадно плодит фейки, наша задача — их устранять»

Вадим Прокопьев

На его левом рукаве можно заметить желтую повязку в поддержку украинцев.

Вадим рассказывает, что в решении о поездке в Киев он и его товарищи, как и большинство наших добровольцев, не сомневались ни минуты. 

«Мы купили несколько очень дешевых автомобилей и молились, чтобы они не развалились по дороге, — вспоминает Вадим. — Дорога была напряженная, мало сна за двое суток, блокпосты, очень старались успеть в Киев».

По словам Прокопьева, среди белорусских добровольцев встречаются люди совершенно разных возрастов и профессий. Так, беларусский медик Станислав Соловей решил остаться в Одессе. 

“Тут я могу быть полезным. Оперировать я умею, — объяснил своё решение медик “Нашей Ниве”. — Мы не хотим уезжать. Если уже судьба сюда занесла, надо помогать людям”

Станислав — одна из жертв “охоты на врачей” (прим.: беспрецедентные репрессии в отношении медиков со стороны беларусских властей во время протестов). 

И да, несмотря на это, доктору довелось столкнуться с дискриминацией в сторону беларусов. 

“Мы пытались донести до мира, кричали о том, что будет хуже. Нас не услышали — теперь мы виноваты”, — думает врач.

В Одессе осталась и Ирина Шарафанович — беларусская врач-гематолог. 

Вот её пост в Facebook: «Первое, что хочется сказать, — мы сейчас в стране, где живут храбрые, добрые, независимые и свободные люди! Украина держится!!!» 

Там же продолжает работать и доктор Максим Очеретний — даже во время воздушной тревоги. 

“В Одессе воздушная тревога. Продолжаем работать», — подписал врач снимок из операционной в социальных сетях.

Очеретний, как и многие медики, был вынужден покинуть Минск “из-за политики”. Во время “охоты” весной 2021-го его уволили с должности главврача 3-й детской больницы Минска.

Немного о наших докторах в Киеве

В клинической больнице «Феофания» продолжают работать анестезиолог Максим Павловский и известный трансплантолог Дмитрий Харьков, уволившийся в прошлом году из Минского научно-практического центра хирургии, трансплантологии и гематологии в знак солидарности с витебским врачом Владимиром Мартовым

28 февраля Беларусский дом совместно с беларусами, которые сражаются за территориальную целостность Украины, открыли центр помощи для белорусских доворовольцев. Его возглавил Павел Кухта, ранее защищавший Украину в войне на Донбассе. А Беларусы из независимого батальона имени Кастуся Калиновского, созданного для защиты Киева, призвали вместе защищать Украину: “Каждый сможет выполнять задания в соответствии со своими способностями”.

Ранее

Чечня и Украина: варварские войны России

Далее

Кризис в беларусской науке и образовании

Читайте далее