Войны всегда становятся причиной изменения мироустройства: раздел мира на сферы влияния, гонка вооружений, экономическая нестабильность – всё это появлялось в результате войн. Что ждёт мир после войны в Украине, приводим мнение американских экспертов.
Совсем недавно мировое сообщество обсуждало, как изменится мир после пандемии. Многие эксперты предрекали изменения в мировой безопасности и что нас впереди еще ждут колоссальные потрясения. Экономические и социальные последствия стали основной темой для обсуждений. В цивилизованных странах пандемия поспособствовала развитию науки и медицины, а для тоталитарных стран – способом укрепления политического режима. Тогда говорилось о том, что мир вступает в новую эпоху геополитических изменений, в которой баланс сил в мире меняется без войн.
Война, начатая 24 февраля – не первое вероломное вторжение России на территорию независимого государства, но первая полномасштабная кровавая война в Европе с 1945 года. Первая война в Европе, которая происходит в эпоху высоких технологий и интернета. И первая, в которой весь мир восстал против агрессора, не участвуя в самом вооруженном конфликте. Подобные трагические события навсегда оставляют след в истории, а во многом меняют и сам мир. Эксперты задаются вопросом: чем закончится война и какие последствия она будет иметь для всех? Издание Foreign policy узнало мнение нескольких американских мыслителей о том, как война изменит геополитику, приводим их прогнозы.
Стивен Уолт, обозреватель журнала Foreign policy и профессор международных отношений Гарвардского университета, считает, что война в Украине в первую очередь показала единение Европы и её быструю реакцию на агрессию. А действия России стали тревожным звонком для европейцев, привыкших жить в безопасности. Он утверждает, что Россия продемонстрировала слабость своей армии в этой войне и предполагает, что рано или поздно режим в России рухнет:
«Режим Путина будет продолжать разрушаться. Ни Европа, ни Соединенные Штаты не вернутся к обычным делам с Россией, пока Путин остается у власти, а введенные сейчас санкции на долгие годы подорвут разрушенную российскую экономику», — пишет обозреватель.
По его словам, Европа может самостоятельно справиться с потенциальной российской угрозой. А Европейские страны входящие в НАТО всегда обладали гораздо большим потенциалом военной силы, чем их угроза, исходящая с востока. Ведь вместе они почти в четыре раза превышают население России. Кроме того, страны Европы более чем в 10 раз превышают ее ВВП. Еще до войны, страны НАТО ежегодно тратили на оборону в три-четыре раза больше, чем Россия. Теперь, по его мнению, когда истинные возможности России раскрыты, уверенность в способности Европы защитить себя должна значительно возрасти.
Уолт также уверяет, что пока Европа будет заниматься безопасностью своих стран, в США в это время должны заняться Китаем:
«По этим причинам война в Украине — идеальный момент для перехода к новому разделению труда между Соединенными Штатами и их европейскими союзниками — такому, при котором Соединенные Штаты уделяют внимание Китаю, а их европейские партнеры берут на себя основную ответственность за собственную оборону», — считает Уолт.
Шеннон К. О’Нил, вице-президент по исследованиям и старший научный сотрудник в Совете по международным отношениям предполагает, что режим Путина вряд ли сможет пасть под давлением санкций, но они могут отразиться на жителях других стран:
«Использование санкций в прошлом редко — если вообще когда-либо — приводило к смене режима или прекращению войн. Как мы все видим, по сложившейся ситуации, даже масштабные санкции еще не принесли заметных побед. Вскоре Запад может осознать, что санкции не обходятся без последствий. Дефицит и скачки цен, вызванные санкциями, ударят по экономике США и Европы. Гражданские лица, особенно в более бедных странах мира могут пострадать из-за стремительного роста цен на продукты питания и невыносимой жары или холода в домах при отключении электричества», — считает эксперт.
О’Нил считает, что если экономическая битва вынудит Путина отвести свои войска или даже потерять власть — это коренным образом изменит общую стратегию, характер союзов и иерархию великих держав далеко в 21 веке. Итоги этой войны будут сдерживать других агрессоров, поскольку они понимают, что у них мало возможностей защитить себя от разрушительных последствий экономической и финансовой войны. По её мнению, это будет предвестником нового вида «невоенной гонки вооружений», в которой страны соревнуются в создании своих собственных систем и региональных коммерческих блоков, изменяя баланс экономической мощи.
Робин Ниблетт, директор Chatham House считает, что задача Вашингтона – держать Россию в изоляции. По его мнению, вторжение России в Украину выявило слабость системы европейской безопасности, которую в будущем следует укреплять:
«Путин давно заявлял о своем неприятии расширения НАТО и Европейского союза на восток, а также о рисках и угрозах, которые, по его мнению, либерально-демократические страны представляли для России. Дважды он нападал на независимые страны: сначала в Грузии в 2008 году, а затем еще раз с его первым нападением на Украину в 2014 году», — считает Ниблетт.
Эксперт утверждает, что оказались ошибочными действия, направленные против России раньше, они недостаточно её сдерживали. Мягкие, хоть и постоянные санкции за аннексию Крыма и начатую войну на востоке Украины – это была недостаточная реакция Запада. Он добавляет, что недостаточно увеличивались бюджеты на национальную оборону и НАТО. А главной угрозой Ниблетт считает союз двух автократий:
«Следует признать, что мир перешел к глобальному соперничеству между демократическим миром и двумя автократиями – Россией и Китаем. Чтобы не допустить поддержки на стороне агрессора от Пекина, нужно держать Россию в полной изоляции. Китай не сможет отказаться от европейских рынков, от которых зависит его экономика», — утверждает эксперт.