Перспективы беларусской экономики не вселяют надежд. Рост цен, падение рубля, уменьшение ЗВР, сжатие ВВП: чего стоит ожидать в ближайшее время? Приводим мнения экспертов.
Беларусская экономика находится в затруднительной ситуации, санкции в отношении Беларуси как соучастницы российской агрессии против Украины хоть и менее болезненные, чем против России, однако полностью покрывают наиболее прибыльные для бюджета сферы. Надежды нет и на некогда перспективный IT-сектор. «Власти», которые не раз заявляли, что санкции не работают, теперь вынуждены искать способы обойти ограничения и заработать денег в бюджет страны.
Для стабилизации экономической ситуации в стране был принят указ «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики». В документе прописаны различные меры — они должны помочь поддержать отрасли, которые находятся в наиболее сложном положении. Среди мер поддержки анонсировано право правительства устанавливать особенности уплаты НДС и акцизов, изменения сроков уплаты налогов, сборов (пошлин), иных платежей в бюджет, размера платы за предоставление государственных гарантий по кредитам, выдаваемым белорусскими банками, размера базовой арендной величины для отдельных предприятий и категорий плательщиков.
Часть мер будет направлена на «недружественные» страны, так, например, «власти» могут отменять договора о двойном налогообложении, а также Совмин получил право вводить сбор за досрочное расторжение договоров в тех случаях, когда оно инициировано иностранными организациями или гражданами из «недружественных» государств.
Таким образом «государство» пытается минимизировать потери и не допустить дефолта. Однако данные меры вряд ли помогут избежать финансового кризиса, который серьезно отразится на гражданах страны. Эксперты считают, что Беларусь ожидает ряд экономических потрясений, которых не получится избежать. Старший научный сотрудник BEROC Дмитрий Крук прогнозирует развитие экономической ситуации:
— Комбинация экономического и финансового кризиса грозит стать наиболее тяжелой в новейшей истории. Практически неизбежный сценарий: масштабное сжатие ВВП, сопровождаемое высокой инфляций, обесценением обменного курса, финансовой дестабилизаций, перерастающей в полномасштабный финансовый кризис – считает эксперт.
Телеграм-канал BANKI24.BY опубликовал возможный сценарий развития ситуации и то, как это отразится на беларусской экономике, расчёт был проведен аналитиками Исследовательской компании InComeIn. По их мнению, война в Украине может завершиться в течение нескольких месяцев, но санкционное давление на экономику России и Беларуси ослабляться не будет:
«Базовый сценарий предполагает завершение в течение нескольких месяцев российско-украинского конфликта путем подписания мирного соглашения. При этом санкционное давление останется в силе, но удастся перестроить систему расчетов и логистики, что позволит компенсировать негативное влияние ограничений и возобновить, пусть и в меньшем объеме, торговлю с западными странами. Китай лишь частично заменит «выпавшие» рынки.
В базовом сценарии по итогам 2022 года темпы ВВП Беларуси составят минус 1-2% (II квартал минус 6-8%). Индекс промышленности останется на уровне 0% благодаря господдержке. Белорусский рубль будет подвержен волатильности с трендом к ослаблению к основным валютам. Коридор пары USD/BYN 3,0-4,0. ЗВР уменьшатся до USD 6,0-6,5 млрд на конец года» — считают эксперты.
Исходя из прогноза аналитиков, беларусские золотовалютные резервы уменьшаться на 2 млрд долларов. Стоит также отметить, что лишь за февраль они снизились на 259,2 млн долларов или на 3%. Нацбанк объяснил снижение тем, что пришлось продавать валюту для поддержки рубля и платить по долгам. Напомним, что за первые недели войны России против Украины белорусский рубль обесценился по отношению к доллару примерно на 45%. Сейчас его падение сократилось, он укрепился по отношению к доллару и евро.
Экономист Ярослав Романчук подробно объяснил, как укрепился беларусский рубль и стоит ли строить иллюзии по этому поводу:
— Рост беларусского рубля – временный и связан с тем, что происходит на российском рынке. Стоит понимать, что российский рубль, как и беларусский — это уже деревянные валюты. Их курс — это не отражение рыночной силы, а отражение деятельности национальных банков и правительств для того, чтобы сбить ажиотаж и снять ожидания серьезной девальвации.
Экономист сравнил нынешнее положение с курсом с ситуацией в СССР, когда курс был низкий, но доступа к валюте у граждан не было. Ярослав Романчук предполагает, что в ближайшем будущем доступ к валюте может быть ограничен, будут введены квоты на валюту, а также утверждает, что удорожание беларусского рубля явление временное и обольщаться по этому поводу не стоит.