От кого Лукашенко пытается защитить Беларусь? О продвижении каких незаконных формирований с территории Украины в Беларусь заявляет режим? Насколько боеспособна беларусская армия? Велика ли вероятность гражданской войны в Беларуси? Способны ли беларусские добровольцы создать альтернативную национальную армию? Об этом в эфире «Маланка LIVE» рассказал независимый военный обозреватель и ведущий беларусский эксперт по вопросам обороны и военно-промышленного комплекса Александр Алесин. Публикуем текстовую версию интервью.
О продвижении каких незаконных формирований с территории Украины в Беларусь заявляет режим Лукашенко
Лукашенко давно заявил о том, что наша страна имеет потенциальную угрозу со стороны Украины. Еще до начала конфликта в Украине он говорил о незаконных вооруженных формированиях из числа, как он выражался, «отвязанной оппозиции, подготовленной в украинских военизированных лагерях, где их обучали подрывному делу, стрельбе из стрелкового оружия, ведению партизанской войны» и так далее. Но эта информация не была подтверждена с украинской стороны. А оборона на границе была создана для того, чтобы не допустить проникновение на территорию Беларуси этих формирований, и было решено усилить пограничников частями Минобороны. Сначала это были силы специальных операций, а теперь это мотострелковые батальонные группы. Они вырыли окопы, создали опорные пункты взводной роты и практически полноценную оборону против возможной атаки со стороны Украины. Я думаю, что тем самым Беларусь демонстрирует свою приверженность союзническому долгу с Российской Федерацией. И на деле показывает, что слова Лукашенко «мы защищаем Россию со спины» — это не пустой звук, а реальные дела. Понятно, что за верность союзническому долгу, Беларусь надеется получить дополнительные льготы и преференции как в финансовом плане, так и доступ на российский рынок.
От кого Лукашенко пытается защитить Беларусь
Все дело в том, что наряду с реальными военными действиями в Украине, идет информационная война, которая не знает границ в информационном пространстве практически по всему миру. Сообщения о том, что Украина своими действиями может втянуть Беларусь в войну — никогда не прекращаются. Стоит сказать, что с украинской стороны тоже дают повод для подобных размышлений. Арестович призывал к началу рельсовой войны на территории Беларуси, вернуться к опыту партизан ВОВ, намекал на то, что Украина может присоединиться к этим действиям. Но это выглядело как шаг информационной войны, а не реальной. Но все-таки эта информация была с удовольствием подхвачена официальными беларусскими СМИ и растиражирована. И я скажу так, льет воду на мельницу официального Минска.
Насколько боеспособна беларусская армия
Вряд ли возможны провокации со стороны украинской армии, потому что армия занята в боевых действиях на своей территории. И местность не подходящая, в основном болотистая, для крупных вооруженных контингентов на ней поля для деятельности нет. Но возможно проникновение каких-то разведывательных групп.
Украинцы опасаются, что с нашей территории будет предпринята атака второй фронт, поэтому допускаю, что украинская разведка может оперировать вблизи нашей границы, даже в районах болот и лесов, переходя на нашу территорию, с целью обнаружить группы российских войск, готовых к наступлению, если таковые будут.
Что касается боеспособности: для ведения оборонительных действий, особенно в условиях нашей болотистой и лесной местности, наша армия вполне соответствует этим требованиям. Потому что она может удержать на этой местности противника, в четыре раза превосходящего ее по численности.
У нас имеется большой парк зенитных ракет, артиллерийских систем крупного калибра и реактивных систем залпового огня. Можно говорить о том, что беларусская армия вполне способна вести оборонительные действия на своей территории против противника, который может ее превосходить в несколько раз. Но для проведения наступательных операций численность армии, ее огневая мощь недостаточны. Думаю, поэтому Российская Федерация не привлекает беларусскую армию к действиям на Украине.
Велика ли вероятность гражданской войны в Беларуси
Если в ближайшее время военный конфликт в Украине будет урегулирован и достигнуто соглашение, Украина из-за потерь и разрушений не будет способна вести какие-либо действия против Беларуси.
События августа 2020 года вызвали резкое ослабление оппозиционных сил. И особенно серьезные потери понесли активные элементы этой оппозиции, готовые к силовому свержению власти. Кого-то из них задержали, кто-то эмигрировал, в том числе и в Украину. Сейчас говорить о том, что есть активное ядро людей, готовых силовым путем бороться за свержение существующей власти в Беларуси, я считаю, нельзя. Нет просто такого количества активных людей. Кроме того, выбиты общественные структуры: коммерческие организации, независимые СМИ, которые могли бы мобилизовывать людей, активно настроенных на ведение силовых методов борьбы и даже на гражданскую войну. Думаю, власть одержала победу. Что будет дальше, особенно в условиях ухудшения экономической ситуации, надо смотреть. Как окажут влияние санкции Запада, насколько упадут доходы населения, бюджетников, сможет ли государство выплачивать зарплату КГБ, МВД, вооруженным силам.
Чего боится Лукашенко
Среди российской военной элиты есть такая точка зрения: почему россияне кровь проливают, а беларусы не присоединяются? И Лукашенко показывает, что он на своем месте в своем государстве несет тоже боевую задачу. С запада прикрывает Россию от Польши. С северо-запада — от стран Балтии. А с юга прикрывает от Украины. То есть он выполняет боевую задачу, тем самым демонстрируя российской элите, что он верный союзник и выполняет свои союзнические обязательства. И за это, как я говорил, заслуживает экономических льгот и преференций. Сейчас Россия, потеряв импорт, нуждается в технике. И тут Лукашенко предлагает свои услуги. Он надеется, что все потерянное от закрытия экспорта на Запад и в Украину, он сможет продать на территории России. Это прагматизм.
Способны ли беларусские добровольцы создать альтернативную национальную армию
Я думаю, что пока такой вариант не рассматривается. Потому что силы внутренних войск по численности превосходят силы министерства обороны, это в районе 70-90 тысяч, они подавляюще превосходят численностью. Если наступит экономический кризис и государство не сможет финансировать аппарат подавления, тогда можно рассматривать гипотетическую вероятность, что начнутся волнения в Беларуси и к ним сможет присоединиться этот силовой элемент с территории Украины. Но зависит от того, как повлияет экономический кризис.