Война в последние годы становится основной частью идеологии режима Лукашенко. После протестов 2020 года режим решил опереться на военный нарратив, вспомнив о «геноциде беларусского народа», а также объявив 2022 «годом исторической памяти». Как перевирание фактов о Второй мировой войне стало способом борьбы с несогласными и переросло в противостояние со странами Европы?

Режим после событий 2020 года плотно взялся за историю Второй мировой войны, резко вспомнив о том, что беларусский народ сильно пострадал в этой трагедии, Лукашенко дошел до того, что заявил о «геноциде беларусского народа», сравнив наших пострадавших предков с евреями, пережившими Холокост. Конечно, причина такой озабоченности историей вовсе не в исторической памяти, а в консолидации вокруг режима. Попытка объединить расколотое общество, построив идеологию вокруг войны и страданий, — это единственное, что может предложить режим с точки зрения пропаганды. Уже полтора года Лукашенко пытается внушить, что страна вновь живет в условиях некой мифической войны.

Поводом для исследования темы «геноцида» над беларусами, формально стало то, что якобы нашлись новые факты, которые показывают больший масштаб жертв и разрушений во время Второй мировой войны. Расследованием занялась Генеральная прокуратура, в начале этого года ведомство отрапортовало о результатах расследования.

«В материалах освещены не только планы нацистской Германии по осуществлению геноцида, деятельность коллаборантских и националистических формирований, но отражена страшная связь времен, когда в 2020 году Беларусь вновь столкнулась с проявлениями экстремизма и терроризма под нацистской символикой. Очевидно, что за последние 80 лет ничего не изменилось. Те подходы, которые использовались в XX веке во время Великой Отечественной войны, деструктивные силы, по сути, использовали и сейчас», — заявил начальник Генпрокуратуры Валерий Толкачев о результатах расследования.

Исходя из высказывания Толкачева становится очевидным, что беспокойство государства о пострадавших беларусах во Второй мировой войне стало не поиском исторической истины, а способом борьбы с оппонентами власти с помощью искажения исторических фактов. Доказательством этого можно назвать предложение признать национальный бело-красно-белый флаг «нацистским символом», но так как в государственных архивах подтверждений тому, что флаг использовался нацистами, не было, бело-красно-белый флаг было решено «найти» на одной из раскопок жертв массовых расстрелов в рамках дела о геноциде. Однако на признание национального символа «нацистским», режим не решился, но продолжил раскручивать пропагандистский проект о «геноциде», который существует лишь в воспаленном воображении чиновников режима, испытывающих ненависть к национальному достоянию беларусского народа.

Передергивание фактов о Второй мировой войне стало не только борьбой с национальными символами и борьбой с собственным народом, но и противостоянием с «коллективным Западом», особенные обвинения начали применяться в адрес Литвы и Польши. Впрочем, «власти» и не скрывали, что переписывание истории имеет политическую подоплеку.

Alexander Zenkovich

«В Год исторической памяти мы имеем полное право заявить о геноциде нашего народа, особенно с учетом того остервенелого и ожесточенного давления, которое оказывалось на нас со стороны государств, которые, в том числе развязали этот геноцид», — так на днях высказался Роман Головченко.

Подобные заявления представители режима делают чуть ли не каждый день, само слово «геноцид» стало применяться по отношению к Западу в абсолютно абсурдных значениях. Страны Запада обвиняли и в «экономическом геноциде», и в «геноциде» беженцев с Ближнего Востока, и непосредственно в самом «геноциде беларусского народа». На этом обвинения не закончились, Евросоюз и отдельные его страны не раз обвинялись в развязывании «гибридной войны» против Беларуси.

Апогеем циничности «властей» стало объявление 17 сентября Днем народного единства. Именно эта дата была днем нападения СССР на Польшу, в результате чего к БССР была присоединена Западная Беларусь.  Идея создания нового «праздника» у режима возникла после продолжительных протестов 2020 года с целью консолидации общества. Объединить общество за счет создания нового праздника не удалось, зато соседи нововведение восприняли критично.

Министерство иностранных дел Польши выступило с заявлением, в котором критикует «основание исторической политики Беларуси на наследии пакта Молотова-Риббентропа». С аналогичным заявлением выступил и Институт национальной памяти, в котором 17 сентября назван «Днем единения двух тоталитаризмов». Солидарность с Польшей выразил Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис.

Не получив нужного результата в виде преодоления политического кризиса, риторика «властей» о геноциде и мифической гибридной войне продолжилась. Было решено 2022 год назвать годом исторической памяти.

Радея якобы за историческую память, режим использовал это в своих интересах. Выхватывая отдельные исторические события, начал дискредитировать своих оппонентов. Заявления такого рода, как «это вы фашисты», говорят о том, что весь новый нарратив государства о Второй мировой войне создан лишь для одного — борьбы с оппонентами, а также символами, которые используются сторонниками демократии.

Безусловно, историческая память значима для любого народа, но не в той трактовке, которую предлагают «власти».

Война действительно принесла много жертв и стала трагедией не только для Беларуси, но и для всего мира. Опыт Второй мировой войны был настолько трагичен и травматичен, что в течение многих лет, по крайней мере на территории Европы, он действовал превентивно, сдерживая народы континента от новых конфликтов. Однако для всего цивилизованного мира День Победы — это не праздник, а день памяти и скорби, очередной повод для рефлексий над мировой историей и повод задуматься над тем, почему эта война произошла. 

Что важно, народы европейских стран коллективно отрефлексировали трагедию, чего не произошло в постсовестких странах. Скорбь сменилась торжеством, а пацифизм сменился милитаризацией. Диктаторы возвели войну в культ и стали строить на Второй мировой войне свою идеологию, объявив наследниками фашистов тех, кто им непокорен, будь то оппозиция или соседи.

Историческая память должна опираться не на событии, вырванном из контекста, а на осмыслении всей истории, какой бы она ни была. Культ жизни должен превалировать над культом смерти, также как политика должна основываться на стремлении к будущему, а не к прошлому. Ведь, как известно, люди, живущие прошлым, не имеют будущего. Но, тот кто забывает о прошлом, лишает себя будущего. 

Обложка носит иллюстративный характер — фото Alexander Zenkovich 

Ранее

Продолжаем фиксировать репрессии: что случилось за последние дни?

Далее

Военный дайджест: утро 7 мая

Читайте далее