Война стала возможной из-за решения Лукашенко предоставить нашу территорию Кремлю в качестве «проходного двора». Но для такого положения вещей в конце февраля 2022 понадобился не один год последовательной работы по подмене демократических институтов власти на их макеты.
К чему на практике приводит централизованная однопартийная система власти, увидели все. 24 февраля стало ясно, зачем нужны сдержки и противовесы и что демократические институты — это, по меткому выражению российского политолога Екатерины Шульман, «не бирюльки для богатых стран».
«Нарушения Международного права, Конституции, предательство украинцев и беларусов, до этого — срежиссированный миграционный кризис, захват самолета и репрессии. Все это в сумме образец того, как драматично могут развиваться события в стране, где есть отход от фундаментальных правил демократического управления», – заявил политик и представитель Светланы Тихановской по конституционной реформе Анатолий Лебедько.
События в Украине стали недвусмысленным напоминанием, зачем нужны сдержки и противовесы (а не их видимость) и для западных демократий. Освобождение десятка политзаключенных, восстановление деятельности двух-трех общественных организаций и создание видимости демократизации, «чтобы сняли санкции», оказывается, не спасает от международной угрозы, а государственный терроризм рано или поздно расползается далеко за границы одной страны.
Как вовремя заметить и предвосхитить развитие государства-преступника? Представители инициативы “Честные люди” рассказали о 7 проблемах системы госуправления, которые сделали возможным участие Беларуси в войне.
Сразу спойлер: лучшее, что сегодня может сделать честный чиновник для остановки войны — уволиться прямо сейчас.
- Концентрация власти в руках одного человека. За эти годы как-то «незаметно» все три ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) напрямую или косвенно оказались «под крылом» Лукашенко. О принципе разделения властей говорить не приходится.
- Отрицательная селекция. В демократии (и даже в любой корпорации) основной критерий трудоустройства и повышения на службе — профессиональные компетенции, заслуги и эффективность. В Беларуси же продвижение вверх по карьерной лестнице прямо пропорционально лояльности действующей власти.
Так, 13 из 37 членов Совмина (а это, между прочим, высшее руководство страны) — силовики. Это рекордный показатель в регионе.
- Неравные условия найма на госслужбу как логичное следствие из пункта 2. Назначение на руководящие должности происходит не на конкурсной основе, а по «блату».
Так, тесть министра информации Перцова — первый заместитель главы Администрации президента. А его жена — ведущая на «Беларусь 1».
- Непрозрачность принимаемых решений. Большинство правительственных документов, которые вообще-то должны быть доступны гражданам в демократической стране, находятся под грифом «для служебного использования».
Как, например, постановление Совета министров «О социально-экономическом развитии на 2021 год».
Сюда же — «сверхсекретная» статистика смертности от ковид.
- Фокус на выполнении спущенных директив. Снова макеты и иллюзия бурной деятельности: вместо решения актуальных для граждан проблем госслужащие реализуют прямые политические заказы или волюнтаристски установленные «целевые показатели» (часто не без самообмана).
Так, приоритетом для коммунальных служб стало уничтожение протестной символики, а не выполнение своих непосредственных обязанностей.
- Отсутствие институтов местного самоуправления. На деле все происходит так: местные депутаты не избираются, а назначаются.
А если они не подотчетны гражданам, то с чего бы им интересоваться решением местных проблем?
- Финансовая и бюджетная политика подконтрольны Администрации президента. Парламентские обсуждения носят формальный характер, депутаты лишь утверждают предложенный проект бюджета.
А чиновники на местах не выделяют деньги на инициативы граждан, потому что взаимодействие с активистами может быть расценено как нелояльность (и здесь мы опять возвращаемся к пункту 2).
Отсюда видно, что беларусский госаппарат — структурный и идейный наследник советской системы (и всех ее недостатков). «Честные люди» уверены: останься в системе хоть какие-то сдержки и противовесы, даже соучастие Беларуси в войне было бы невозможно.
«Все это системные проблемы, и справиться с ними в рамках теории малых дел невозможно. Помогут только полная остановка и перезапуск системы вместе с глубокими демократическими реформами на всех уровнях»
«Честные люди».
Новая Беларусь по определению подразумевает новую демократическую реальность, где в Парламенте звучат разные голоса, а мы можем выбирать между, например, Бабарико и Тихановский, которые в демократической Беларуси вполне могут оказаться в разных политических лагерях.
Чтобы приблизить этот момент, сообщите вашим близким, связанным с государственной службой, об анонимном чат-боте “Диалог с народом”, где они смогут найти единомышленников и получить поддержку.
Фото: https://www.instagram.com/gera_more_/