Нередко длительное существование «внутри» протеста, позитивная селекция круга общения и, как следствие, варение в собственном соку создает приятное (но ложное) ощущение, что все вокруг думают в сторону перемен. С другой стороны, пропаганда и идеологическая работа (например, в ВУЗах) вызывает противоположное когнитивное искажение. А как обстоят дела на самом деле?

Чтобы это выяснить, исследовательская группа Молодежного блока провела опрос наиболее активной и мобильной группы населения — беларусской молодежи (молодежь — это 18-35 лет). Выборку респондентов сформировали с помощью рекламы в социальных сетях (ВК, ОК, TikTok, FB, Instagram).

Правда, выборка вышла не самая репрезентативная: например, малообразованная и сельская молодежь почти не была представлена. Так что реальные пропорции ответов могут отличаться от полученных в ходе опроса на целых 15 процентных пунктов, отмечают исследователи.

А теперь к результатам

  • Сторонники действующей в Беларуси «власти» среди молодежи составили 17%, противники — 83%
  • Представленные исследователями графики показали: большинство официальных государственных и общественных институтов пользуются низким (очень мягко говоря) доверием со стороны молодежи.
Студенческие протесты. Фото: Александр Васюкович
Фото: «Беларусь сегодня»
  • А как обстоят дела с активностью? На президентских выборах 2020 г. голосовало 90% молодежи, на парламентских выборах 2019 г. — около трети (31%), на местных выборах 2018 г. — около четверти (24%). Ядро молодежи, участвовавшей во всех трех выборах, составляет 21%. И только 8% ни в чем не участвовали.
  • Осведомленность: молодежи знакомы лица Александра Лукашенко, Светланы Тихановской, Виктора Бабарико и Сергея Тихановского. Интересно, что все политические фигуры, кроме Лукашенко, гораздо менее известны сторонникам «власти», чем ее противникам. Это касается и государственных чиновников, таких как Владимир Макей и Наталья Кочанова.
  • Сегодня молодежь проявляет очень высокую готовность к участию в политике. Среди противников действующей «власти» доля потенциальных активистов 83%, но и среди молодых сторонников «в бой» рвется почти каждый второй (49%).

Это совсем не похоже на апатично-аполитичную Беларусь образца до 2020 года, где политикой активно интересовались довольно узкие круги активистов.

Фото: Евгений Ерчак
  • Страны-соседи: большинство респондентов положительно относятся к Украине, Литве, Польше и Латвии. Отрицательно — к России.
  • В продолжение темы соседей: большинство респондентов считают, что беларусы лучше всего чувствовали бы себя в Балтийско-Черноморском союзе. Кстати, основное отличие сторонников и противников «правительства» — отношение к Евразийскому Союзу (среди сторонников предпочтение Союзу отдали 54%, среди противников — только 1%).
Скриншот результатов исследования CHATHAM HOUSE
  • О политике Беларуси в отношении войны России с Украиной: большая часть опрошенных хотят, чтобы Беларусь заняла нейтралитет в конфликте (32%), за этим следует поддержка Украины (25%).

Кстати, в «Радыё Свабода» сравнили последний пункт с результатом апрельского опроса Chatham House «интернетизированного» городского населения. В опросе Chatham House наиболее частым ответом на вопрос о политике Беларуси в войне была «невоенная поддержка России со стороны Беларуси» (27%); потом — нейтралитет (23%).

Фото: Максим Малиновский // people.onliner.by

Ранее

Минздрав «раскулачивает» частные медцентры. Планомерная атака?

Далее

Холокост VS война в Украине: сколько преступлений повторила Россия?

Читайте далее