Беларусская «нефтянка» столкнулась с небывалыми проблемами. Из-за действий режима главная экспортная отрасль страны потеряла основные рынки — европейский и украинский. С весны этого года беларусские НПЗ снизили загрузку вдвое, теперь предприятия работают на внутренний рынок, однако топливо продолжает дорожать. Рассказываем, что происходит в нефтяной промышленности страны.  

Беларусские НПЗ продолжают работать на внутренний рынок после введения санкций Евросоюза в отношении нефтепромышленной отрасли, об этом не раз заявляли сами чиновники. Вице-премьер Юрий Назаров рассказал, что предприятия работают только на внутренний рынок. А премьер-министр Роман Головченко заявил, что из-за санкций беларусским НПЗ пришлось снизить переработку в два раза.   

Потери нефтяной отрасли

Потери отрасли оценить достаточно сложно, поскольку Белстат засекретил статистику подсанкционных экспортных отраслей. Ранее экспорт на европейский и украинский рынки составлял около 95%, а других крупных партнеров у страны нет.  

Украинский рынок после введения европейских санкций все еще оставался одним из ключевых, но соучастие режима в войне не только привело к полной потере партнера, но и лишило Беларусь нескольких прибыльных активов в Украине. В середине июня Украина арестовала активы беларусской нефтяной компании «БНК-Украина», стоимость оборудования которой оценивается на сумму около 700 тысяч долларов. Также известно об аресте имущества компании «Сервис Ойл», принадлежащей «Беларусьнефти», ее активы и оборудование оцениваются на сумму около 90 млн долларов.

Рынков сбыта не нашлось

Беларусские нефтеперерабатывающие предприятия ориентированы на экспорт, для внутреннего рынка достаточно мощности одного НПЗ. Мощности двух нефтеперерабатывающих заводов в Мозыре и Новополоцке рассчитаны на суммарную переработку 24 млн тонн нефти в год, в бюджете на нынешний год заложена переработка нефти всего в 12 млн тонн. Но и этого только для внутреннего рынка много.

Единственным возможным выходом для режима может стать перенаправление логистики через российские порты. Недавно стало известно, что соответствующий договор был подписан обеими странами. Однако Россия не спешит помогать конкуренту по нефтепереработке: страна готова отгружать лишь 2,5 млн тонн из Беларуси в год, что определенно не покроет потери беларусских предприятий.

Почему топлива в избытке, но оно продолжает дорожать?

«Белнефтехим» оправдывает подорожание топлива ценами на нефть, падением курса беларусского рубля, а также конъюнктурой рынка нефтепродуктов в соседних странах. Однако о собственных потерях компания умалчивала. Конечно, подорожание бензина отмечается во всем мире, но цены в Беларуси поднимаются не только по причине подорожания нефти. За счет беларусов режим решил покрыть потери беларусских НПЗ.

Директор Центра экономических исследований BEROC Катерина Борнукова в интервью DW объяснила, почему цены на бензин в Беларуси не прекращают рост.

«Нефтепереработка зарабатывала на экспорте, а на внутреннем рынке теряла деньги, но покрывала потери за счет прибыли на внешних рынках, а теперь этого нет. Второй фактор — рост цен на нефть, который не мог не отразиться на беларусской “нефтянке”», – поясняет эксперт.

В текущем году цены на бензин еженедельно поднимаются на 2 копейки, за год их увеличивали более 20 раз. Стоимость бензина (АИ-95) на сегодня составляет 2,46 руб — это на 18% выше, чем в начале этого года, когда литр можно было купить за 2,1 руб. Таким образом, литр бензина приближается к стоимости 1 доллара.

Обложка: engin akyurt on Unsplash

Ранее

Держи тихаря: легкий способ вычислить ябатька-мобиль

Далее

Расследование о Ryanair завершено: что известно?

Читайте далее