Рейтинг политиков многосоставной и динамичный, поэтому делать упор на значения стоит только непосредственно перед выборами, объясняет старший исследователь Центра новых идей Геннадий Коршунов. Эксперт рассуждает о политических рейтингах и анализирует, что происходит с рейтингом Лукашенко сейчас.
Говоря о рейтинге, следует понимать, что под «рейтингом политика» понимаются очень разные вещи, подчеркивает Геннадий Коршунов. Например, многие не различают степень одобрения деятельности, уровень доверия политика и готовность проголосовать за него на следующих выборах. Аналитик рассуждает, что если «прогнать» политика по этим трем разным позициям, то электоральный рейтинг может оказаться самым низким. Именно этот рейтинг Лукашенко проанализировал эксперт.
«Ядерный электорат» и «ситуативные сторонники»
Коршунов объясняет, что рейтинговая поддержка политика делится на две части: «ядерный электорат» и «ситуативные сторонники».
«Ядерный электорат» — это те, кто в любом случае голосует за конкретного кандидата по различным причинам — от харизмы до каких-либо заслуг. Рассматривая случай Лукашенко, аналитик подчеркивает: «Его харизма подвыцвела, ценность рабоче-крестьянского происхождения девальвировалась, опыт управления колхозом перестал быть интересен, а существенная часть близких ему носителей ценностно-идеологических установок снизилась естественным демографическим путем. В результате 2020 год показал, что объем ядерного электората Александра Лукашенко не превышает 20-25%. Это один из важнейших результатов 2020 года — разрушение мифа о том, что «за Лукашенко голосует большинство».
«Ситуативные сторонники» — те, кто решает за кого голосовать под влиянием последних событий или личных эмоций. «Очевидно, в чуть иной ситуации (буквально, если бы выборы проводились через месяц или неделю) такие люди могли бы проголосовать и за другого человека», – объясняет эксперт.
Ассортимент, конъюнктура и «черные лебеди». Что влияет на выбор сторонников?
Первым пунктом Коршунов выделяет «ассортимент выбора». Как известно, «власти» всегда ограничивали допуск конкурентов на выборы, создавая мнимую конкуренцию «кандидату-лидеру» за счет кандидатов-спойлеров или малоизвестной людям массовки. Но когда так называемый кандидат-лидер надоедает населению, люди готовы голосовать за любого кандидата. Тогда и происходят «опрокидывающие выборы», которые мы могли наблюдать в 2020 году, объясняет Коршунов.
Вторым пунктом идет «конъюнктура». Выбор между противником и действующей властью основывается на простом правиле: довольны или недовольны нынешним положением. Коршунов называет это «своеобразным состязанием холодильника и телевизора». В случае, если пропаганда довольно сильна, даже пустой холодильник воспринимается как «могло быть и хуже».
Третьим пунктом Коршунов выделяет «черных лебедей» — непредсказуемые события. В качестве примера эксперт приводит пандемию COVID-19 и росийско-украинскую войну. В 2020 году ситуативных сторонников Лукашенко разочаровали его действия во время пандемии, когда диктатор пренебрегал здоровьем граждан, предлагая лечиться «баней, водкой и трактором». Что касается войны, ситуативные сторонники будут исходить из развития событий. «Победы будут формировать эффекты “маленькой победоносной войны”, поражения — наоборот», – конкретизирует Коршунов.
Можно ли оценить рейтинг?
Аналитик подчеркивает, что делать упор на значения рейтингов стоит непосредственно перед выборами, поскольку он многосоставной и рассматривать его можно только в динамике. Не стоит опираться исключительно на рейтинг, рассуждает Коршунов, так как на ситуацию влияет удовлетворенность людей, уверенность в собственной безопасности, а также финансовое благополучие.