В беларусских банкоматах появляется все больше новых свеженапечатанных купюр. Беларусам эта практика привычна, однако вызывает опасения, ведь если включен печатный станок — стоит ждать гиперинфляции. Но так ли это? Объясняет экономист и старший научный сотрудник BEROC Лев Львовский.

Экономист Лев Львовский. Фото: BEROC

Банкоматы в стране стали выдавать пачки новых денег, всем известно, что государство использует эту практику в кризисные моменты. В то же время работа печатного станка никогда не заканчивалась хорошо и всегда приводила к ускорению инфляции. Однако понятие включения «печатного станка» не стоит понимать буквально, объясняет экономист и старший научный сотрудник BEROC Лев Львовский. Когда происходит эмиссия денег, то большая часть денег — это не буквально напечатанные деньги, а те, которые в цифровом виде размещаются на балансах банков и передаются на балансы предприятий и т.д.

«Тот факт, что люди замечают в банкоматах новенькие хрустящие купюры — это ни что иное как обычный цикл обращения физической валюты, старые деньги портятся, рвутся. И Нацбанк пускает в обращение новую валюту, изымая старые испорченные купюры. Это происходит перманентно во всех странах, во все периоды и не означает ни то, что Нацбанк занимается дополнительно эмиссией, ни то, что он перестал этим заниматься. Большая часть рублей в обращении — это цифровые беларусские рубли, которые мы видим в виде нулей и единиц на наших счетах банка», – объясняет эксперт.  

Однако если обратить внимание на балансы банков, то печатный станок действительно запущен, но не на полную мощность. Если раньше государство решало экономические проблемы за счет необеспеченной эмиссии, то сейчас оно старается не заниматься этим так часто, как в предыдущие годы. Лев Львовский отмечает, что нынешний состав правления Нацбанка пришел с обещанием не включать печатный станок, но кризисные времена заставили забыть свои обещания. Со слов экономиста, в экономику в последние два квартала было выпущено около 2 млрд рублей.

Лев Львовский подчеркивает, что напечатанные объемы денег не говорят о гиперинфляции, но она вполне может возникнуть. «Все зависит от того, насколько Нацбанк будет аккуратен в эмиссии денег и дойдут ли до момента, до которого доходили их предшественники, чем вызывали гиперинфляцию — покажет время», – говорит экономист.

Обложка: Белта

Ранее

Забастовки: два года спустя массового выхода рабочих

Далее

Болезнь за решеткой. Что делать?

Читайте далее