В августе 2020, после трех дней ожесточенного подавления акций протеста против сфальсифицированных результатов выборов, сотрудники несколько десятков крупных предприятий страны вышли на забастовки, требуя прекратить насилие в отношении протестующих, отпустить всех задержанных и провести честные выборы. Вспоминаем, как это было и на каком этапе забастовочное движение сейчас.
К забастовкам присоединились рабочие МЗКТ, БелАЗ, МТЗ, БМЗ, «ГродноАзот», «Нафтан», «Беларуськалий», после чего к бастующим примкнули многие другие предприятия страны. Было начато формирование стачечных комитетов, а лидеры стачкомов присоединились к Координационному Совету. Спустя неделю после сфальсифицированных выборов (16 августа) тысячи рабочих прошлись маршем по улицам Минска вместе с другими протестующими.
К стачке приобщились работники культуры: Купаловский театр, Беларусский театр кукол, коллектив Государственной академической хоровой капеллы им. Ширмы, а также актеры Могилёвского театра. В знак солидарности с протестующими беларусские журналисты начали массово увольняться из государственных СМИ, работники Белтелерадиокомпании объявили стачку, добавив еще один пункт к требованиям бастующих — отмену цензуры и честные новости.
На следующий день после первого массового марша (17 августа) Лукашенко приехал на МЗКТ успокаивать бастующих, но заводчане встретили его криками «уходи», что крайне разозлило диктатора, ведь работники завода раньше считались его ядерным электоратом. К тому моменту сотрудники предприятий перешли к частичным остановкам производств, работники «Беларуськалия» частично остановили работу шахт. На БМЗ останавливались сталеплавильные печи, а заводчане объявили бессрочную забастовку в случае невыполнения их требований. Рабочие новополоцких «Нафтана» и «Полимира» собрали 3,5 тысячи подписей с требованием отставки Лукашенко и проведения новых выборов. На «ГродноАзот» сотни работников вышли на главную площадь с требованием провести новые выборы.
Чтобы успокоить протестные настроения, функционеры отправились на переговоры с рабочими, однако во всех случаях диалога не вышло — рабочие требовали новых выборов, а чиновники убеждали прекратить забастовки. Очевидно, что функционеры Лукашенко не собирались выполнять требования бастующих, поэтому перешли к традиционному методу — репрессиям. Бастующих некоторых предприятий начали закрывать в цехах, на других натравили ОМОН, на остальных оказывалось давление со стороны руководства. Активистов стачечных комитетов стали задерживать на «сутки» и выдворять из страны. Функционеры режима не собирались выполнять требования бастующих.
Народный ультиматум
На одиннадцатой неделе протестов Светлана Тихановская выдвинула «Народный ультиматум», требования которого сводились к уходу Лукашенко, прекращению насилия и освобождению всех политзаключенных. Срок истечения требований совпал с масштабной акцией протеста под одноименным названием «Народный ультиматум», на которую собралось более 250 тысяч человек. Пытаясь подавить протест, силовики применяли насилие и спецсредства — светошумовые гранаты и водометы. По завершении марша Светлана Тихановская выступила с заявлением об общенациональной забастовке со следующего дня (26 октября).
26 октября многие действительно не вышли на работу, отдельные предприятия и компании устроили выходные дни, в причинах указывали разное — сандень, инвентаризация, переустановка ПО и т.д. В тот день приостановили работу айти-компании, магазины, бары, кафе, службы доставки, тренажерные залы, туристические компании, студии дизайна и многие другие. К республиканской забастовке присоединились студенты столичных вузов, а также заводчане МТЗ, «ГродноАзот», МЭТЗ им. В.И.Козлова, «Беларуськалия», «Атланта» и других.
Общенациональная забастовка Беларусского объединения рабочих
С 1 ноября 2021 года Беларусское объединение рабочих (БОР) объявило забастовку из-за невыполнения властями требований, выдвинутых народом. Инициативу организаторов поддержали Валерий Цепкало и Андрей Санников, они призвали людей не выходить на работу и остаться дома. По оценкам лидера БОР Сергея Дылевского, в день общенациональной забастовки десятки тысяч беларусов не вышли на работу. Однако подтвердить эту информацию журналистам независимых СМИ не удалось.
Ждем голодные бунты?
Забастовки по политическим причинам не удались, причин неудач несколько: давление руководства, массовые задержания и репрессии против активистов, юридическая неподготовленность к стачкам, быстрая зачистка появившихся лидеров стачкомов.
Однако экономические забастовки становятся все более возможными, так, недавно сотрудники Молодечненского молочного комбината организовали забастовку. Возмущенные резким снижением зарплат и массовым сокращением работники выдвинули экономические требования к руководству предприятия. Однако после обещаний от руководства о материальной помощи работники закончили забастовку. Несколько месяцев назад по всей Беларуси прошли забастовки таксистов, они также были недовольны недостойной оплатой труда.
В связи с тяжелым положением на предприятиях «власти», опасаясь голодных бунтов, зачистили все независимые профсоюзы, активисты и лидеры многих из них были задержаны этой весной. Флагманы снижают мощности производств и медленно сокращают работников, чтобы не вызвать социальный взрыв в обществе. Заводчане все чаще высказывают желание присоединиться к стачкам, а лидеры рабочих движений на протяжении двух лет продолжают подготовку к массовым забастовкам.
Инициатива «Рабочы Рух» собрала более 20 тысяч рабочих, готовых присоединиться к забастовкам. Представители инициативы объясняют, что этой цифры недостаточно, критическая масса — это 138 тысяч человек, то есть 3,55 занятого в экономике населения. Сообщение о начале забастовки будет озвучено при условии достаточного количества объединившихся, чтобы забастовка была массовой и тем самым безопасной (не будет уволенных, не будет задержанных, не будет раненых и убитых).
Как присоединиться к рабочим движениям?
Чтобы присоединиться к Беларусскому Объединению Рабочих, нужно написать в бот телеграм-канала БОР.
Для желающих присоединиться к платформе «Рабочы Рух»: это можно сделать через телеграм-бот «Рабочы рух».
Фото обложки: Виктор Драчев/ ТАСС