Торговля с ЕС сокращается, дефицит бюджета увеличивается, а реальные доходы беларусов продолжают падать. Режим решает проблему по-своему — за счет повышения налогов и включения «печатного станка». Эксперты представили главные экономические тенденции в докладе «Беларусского трекера перемен».

Внешняя торговля: экспорт в ЕС упал в два раза, Китай стал вторым по важности партнером

Согласно беларусским статистическим данным, экспорт в ЕС обвалился на 56%. Однако экспорт некоторых товаров продолжает расти, в первую очередь — это продовольствие, и тут рост во многом объясняется ростом цен. Беларусь каждый месяц экспортирует в ЕС продовольствие на EUR 40–50 млн. Растет экспорт электрооборудования (26%) и электроники (33% в июне к началу года).

Зависимость беларусской экономики от России увеличивается. Объемы торговли с Россией продолжают расти. Если доверять Белстату, доля России в беларусской торговле выросла уже до 58%. 

Несмотря на усилия по переориентации торговли на страны дальней дуги, доля торгового оборота Беларуси со странами вне ЕС и вне СНГ осталась примерно такой же, как год назад, на уровне 19,8%. Однако такие цифры означают, что Беларуси отчасти удалось компенсировать падение в торговле калийными удобрениями. Китай теперь — второй по важности торговый партнер Беларуси (третий, если считать страны ЕС единым контрагентом). Он потеснил с этого места Украину и занимает 6,8% в торговом обороте.

Внутриэкономические тенденции: падение доходов, увеличение налогов и эмиссия

Главным внутриэкономическим трендом лета 2022 г. в Беларуси стало падение ВВП, сопровождавшееся значительным сокращением реальных доходов в подсанкционных секторах. Решить проблему растущего дефицита бюджета решили за счет повышения налогов и включения «печатного станка».

Еще одна негативная тенденция —  падение средних реальных зарплат. В июле 2022 г. этот показатель снизился на 5,9% относительно июля 2021 г. при том, что еще в феврале он был на 10,7% выше, чем годом ранее. Падение реальных доходов было неравномерным и в первую очередь касалось работников, трудоустроенных в отраслях, подпадающих под санкции, а также медиков, лишившихся «ковидных» надбавок. Лидерами по потере доходов стали работники, занятые в лесоводстве и деревообработке, а также в производстве химических продуктов.

Если к включению «печатного станка» государство не раз прибегало как способу наполнения бюджета в кризисные периоды, то к увеличению налогов режим стал прибегать в разгар политического кризиса 2020 года. Поскольку малые налоги могут лишь частично залатать растущую дыру в бюджете, государство заговорило и об увеличении главных налогов. Экономисты полагают, что в основе большей части подобных мер лежит такая общая логика: «Взять деньги у тех, у кого они есть, и не трогать остальных».«Предполагается, что люди, владеющие квартирами и автомобилями, а тем более работающие в IT, как раз являются теми, у кого есть “лишние” деньги, а значит, социальное напряжение от введения налогов для этих групп будет минимальным», – комментируют экономисты.

Ранее

Разрушенный мост на Немиге: спустя 9 месяцев дело направили в суд

Далее

В Беларуси начинается новая волна коронавируса

Читайте далее