Политический кризис привел беларусское общество к глубокому расколу, об этом свидетельствуют не только социологические исследования, но и само восприятие беларусского общества. О народном разладе рассуждают эксперты в проекте «Путь перемен», полную версию можно посмотреть здесь.

Политолог Валерий Карбалевич: Беларусский раскол очень глубокий, гораздо глубже, чем чисто политический. Это очень важно, потому что в принципе раскол политический нормален для любой страны. Но беларусский касается многих принципиально ценностных вещей — это вопросы геополитической ориентации, социально-экономической модели, политической системы и геополитики. События после 2020 года, особенно массовые репрессии, привели к ситуации холодной гражданской войны.

Беларусское общество сильно травмировано, и посттравматический синдром только углубляется. И сегодня мы видим непримиримое противостояние. Разрешить этот конфликт можно будет только после того, как в Беларуси установится демократический режим. В демократических государствах для решения общественных разногласий существуют институты и механизмы легального разрешения конфликта. В рамках всех этих механизмов находится компромисс, который позволяет противоборствующим сторонам не воевать друг с другом, а находить взаимопонимание.

Историк Михаил Фридман: если мы возьмем беларусское общество в его сегодняшнем виде, то оно, конечно, радикализируется со всех сторон — как сторонники перемен, так и сторонники Лукашенко. Что касается нейтралов, их число будет постепенно сжиматься, хотя бы в силу событий, которые происходят.

Вопрос раскола может быть решаем, если события будут разворачиваться по хорошему сценарию и Беларусь будет постепенно или единовременно превращаться в демократическое государство. В таком случае вопрос склейки общества станет злободневной темой: будут вестись дискуссии по поводу гражданского примирения. Они, конечно, будут очень сложные, потому что Беларусь пережила и переживает период репрессий и те, кто под них попал — хотят мести, и очень важно будет найти золотую середину в наказании виновных. Если же Беларусь останется диктатурой, то одна часть общества просто продолжит угнетать другую.

Психолог Наталья Скибская: Тотального примирения не будет, и эту данность нам надо принять, некоторые люди действительно никогда не простят — и они имеют на это право. Что касается раскола между ябатьками и людьми, которые за перемены, тут все немного сложнее. С точки зрения психологии, ябатьки — это те люди, которые ассоциируют себя с агрессором и таким способом адаптируются к миру, чтобы почувствовать себя сильнее и менее уязвимыми. Те, кто страдают от них, понятно, будут хотеть мести. Агрессия на агрессию и желание мести распространяется и на саму фигуру Лукашенко, силовой блок и ябатек. Плюс сами же ябатьки постоянно подкидывают материал для ненависти и раскола.

О примирении можно говорить лишь тогда, когда мы признаем все жертвы и весь ущерб, который был нанесен, а также найдем способы репараций, реабилитации и наказания тех, кто виновен. Тогда можно будет говорить о каком-либо примирении.

Ранее

Евросоюз предупреждает Лукашенко о последствиях участия в войне против воли беларусов

Далее

Тихановская открывает миссию демократической Беларуси в Брюсселе

Читайте далее