«Центр новых идей» изучил масштаб и степень травматизации протестно-настроенного общества — почти 100% людей охвачено травматическим опытом (эмоциональным и/или физическим). Несмотря на травматический опыт, 2020 год оставил позитивные эмоции у беларусов — именно это выступает опорой в условиях тревожного настоящего и неопределенного будущего. Рассказываем подробности.

Социолог Геннадий Коршунов изучил масштаб и степень травматизации протестно-настроенного общества: опрос охватывал беларусов, оставшихся в стране. Согласно результатам исследования, в состоянии травматического опыта находится почти вся протестно-настроенная часть населения. 30% пережили насилие над собой или над членами своей семьи; половина — видели насилие собственными глазами; остальные узнали о насилии над протестующими «из первых рук» (либо от тех, кто насилие пережил, либо кто видел его непосредственно).

Травматическое воздействие на беларусов усугубляется действиями со стороны режима, (профилактические беседы, увольнения, задержания, аресты), которое также имеет почти тотальный охват.

События 2020 года вспоминаются с позитивом

Несмотря на репрессии и насилие силовиков, 2020 год воспринимается беларусами позитивно. Среди позитивных эмоций доминируют «гордость за народ и восхищение героями», «душевный подъем», «надежда и оптимизм». С другой стороны — «злость», «жажда справедливости» и «отвращение к силовикам».

События 2020 года воспринимаются как судьбоносные и оказавшие сильное влияние на формирование беларусской идентичности: 65% респондентов считают, что именно события 2020 года оказали наибольшее воздействие на беларусов как на нацию. Социологи отмечают, что респонденты склонны героизировать протестный опыт, что некоторым образом компенсирует, терапевтирует трагизм настоящего.

Горизонт планирования у людей сужен до «здесь и сейчас»

Говоря об актуальной ситуации, более 70% беларусов сопровождает постоянный стресс и страх за свою безопасность. Самое тяжелое и страшное для беларусов — отсутствие видения будущего, что также способствует общему росту тревожности. Самая распространенная стратегия адаптации в сложившейся ситуации — самосохранение и уход в безопасное пространство (семья, работа, спорт). На втором месте — сопротивление, это не только участие в борьбе с режимом, но и проявление солидарности, а также информационное просвещение. Гораздо меньше беларусов ищет ресурсы в путешествиях, природе или в психотерапии.

«Будущего не видно даже на уровне повседневности, почти 30% почти не планируют даже на завтра. Горизонт планирования у людей сужен до “здесь и сейчас”, будущего нет. Спасает романтизация прошлого, люди сейчас находят опору в том, что было. Большинство не согласно, что революция потерпела поражение и считают, что именно 2020 год оказал наибольшее воздействие на беларусов как нацию. В прошлом — опора, настоящее — амбивалентно и стрессово, будущего нет. Для эффективного преодоления коллективной травматизации необходимо объединение прошлого, героического и вызывающего чувство гордости, с амбивалентным настоящим, а также с неопределенным будущим — смыслы и стратегии, которые дадут понимание куда мы идем», – комментирует результаты исследования социолог.

Ранее

Шрайбман: беларусский режим становится тоталитарным

Далее

В беларусские ВУЗы будут брать только «патриотов»?

Читайте далее